Екатеринбург1
  1. Автокомпас
  2. Инструкции
  3. Инструкция по замене моторного масла

Инструкция по замене моторного масла

Замена моторного масла в транспортном средстве относится к ряду регулярных процедур. По степени сложности операция относится к легким или средним, поэтому с ней справятся как опытные, так и начинающие водители. Но несмотря на легкость замены, все-таки необходимо знать определенные нюансы, как выбрать новое масло, где располагается бак. Как слить старое масло перед осуществлением замены. Об этом и многом другом читайте большой гид-инструкцию.

Какие функции выполняет моторное масло

Моторное масло представляет собой специальную химическую жидкость. Она выполняет функцию смазки механизмов двигателя внутреннего сгорания, а также:

  • снижение трения между деталями при активном движении;
  • уменьшение износа движущихся частей;
  • очистка ДВС от шлама и лака;
  • нейтрализация кислот, которые образуются в топливе;
  • улучшение уплотнителя поршневых колец;
  • охлаждение двигателя с отводом тепла движущихся частей.

Практически все смазочные масла содержат ингибиторы коррозии и окисления, поэтому способны снизить скорость разрушения металла при активной работе. При правильном выборе можно улучшить работу ДВС. При выборе некачественной смазки эффект будет обратным, поэтому необходимо отдавать предпочтение проверенным маркам с проверенными формулами.

По составу производятся из углеводородов на нефтяной основе, полиальфаолефинов (ПАО) или их смесей в различных соотношениях. В зависимости от различных примесей различаются многие виды, по назначению.

Особенности моторного масла: какие бывают разновидности моторного масла

Раньше было только три вида масел: автол, нигрол, солидол. Сейчас производители предоставляют огромное количество разновидностей.

В зависимости от главного ингредиента можно подразделить на три основные группы:

  1. Минеральные масла – производятся способом перегонки нефти. Отличается сравнительно низкой стоимостью. Многие считают, что подобная смазка отлично подходит для двигателей с высоким сроком эксплуатации, так как способна создавать плотную пленку на элементах. Главными недостатками являются вязкость, зависимость от температурного режима. При холоде быстро замерзает, становится тягучим, теряет свойства. В составе присадки удерживаются плохо, а в дальнейшем способны образовывать достаточно крепкие отложения, забивающие фильтрационные элементы. Охлаждение и смазка средние.
  2. На синтетической основе – это более сложный состав, который синтезируется из нефтяных продуктов. Главным достоинством является температурная устойчивость. Зимой и летом она не загустевает, не теряет собственных свойств. Даже при экстремальных условиях при повышенной температуре оно остается оптимальной консистенции. Дополнительные примеси не мешают работе, а помогают сохранять детали от перегрева, трения. Нагар практически не образуется. Единственным минусом является стоимость, они значительно дороже, чем предыдущий вариант, но и хлопот с ним меньше.
  3. Полусинтетическая смазка – представляет собой комбинацию предыдущих вариантов. Наиболее значительную долю в полусинтетике занимает минеральная основа, это примерно 70-75% от общего объема. Стоимость средняя. Оно достаточно вязкое, но не такое как минеральное. Лучше поддается воздействию перепадов температур. Многие факторы зависят от дополнительных примесей.

В ассортименте могут быть представлены различные присадки:

  • Противопенные – добавляются практически во все типы смазок. Не позволяют образовывать пену или затвердевать при активном движении.
  • Стабилизаторы – добавки не приводят к образованию осадков внутри камеры или на других механизмах.
  • Вязкостные – позволяют маслу оставаться в жидком состоянии вне зависимости от условий, температурных скачков или сильной работы ДВС.
  • Антиокислительные – происходит нейтрализация вредного воздействия выхлопов, которые проходят в полости ДВС сквозь поршневые кольца.
  • Антизадирные – позволяют увеличить смазочные характеристики.

По сфере применения также разделяются смазки. Они различаются по типу моторов: на бензине, дизельные или турбированные.

Из-за того, что в дизеле больший контакт приходится на сажу и кислоты, образующиеся при сгорании солярки, то автовладельцам рекомендуется уделить внимание маслам с моющими, антиокислительными присадками. Так в дизеле рекомендуется чаще осуществлять замену, чем в других типах. Еще стоит обратить внимание на то, что они дополнительно имеют сажевые фильтры, в которые недопустимо попадание масла.

Турбированным ДВС лучше всего подходят синтетические типы. Это связано с тем, что подобные моторы предназначены для быстрой езды, на повышенных скоростях. Масло должно хорошо сохранять собственные свойства. Более того, смазка должна обладать охлаждающим эффектом, чтобы раскаленные подшипники турбомотора смогли выдержать огромные нагрузки.

Сейчас появляются и универсальные смазки, которые подходят для всех типов двигателей. Они даже не различаются по сезону. Подбор происходит с учетом всех характеристик автомобиля, в том числе его года выпуска.

Признаки испорченного моторного масла

Существует несколько явных признака, которые помогают понять, что пора задуматься о замене:

  • Лампочка индикатора «No oil» мигает и не выключается. Индикатор располагается на приборной панели и указывает на то, что уровень жидкости находится на минимальном значении.
  • Произвольное отключение двигательной системы – если вовремя перемещения вдруг автомобиль начинает глохнуть, то возможно засоряется масляный фильтр или достигнут минимальный уровень смазки.
  • Сложно запустить двигательную систему – особенно в холодное время года. Это может быть связано с тем, что вязкость увеличилась и теперь находится на минимальном уровне. Особенно если двигатель начинает вибрировать.
  • Постоянный перегрев двигательной системы – происходит из-за того, что масла становится мало, трение увеличивается и детали сильно перегреваются.
  • Увеличение шумов при поездке – сильный, нехарактерный звук моторов или даже его рев, это первый признак того, что смазка не проводится.
  • Запах масла – если в автомобильном салоне появился маслянистый запах, то это серьезный сигнал того, что масло перестало выполнять собственные функции.
  • Черный дым из выхлопной трубы – выхлопы перестали очищаться за счет примесей, поэтому приобрели темный оттенок.
  • Передачи переключаются только с задержкой – замедление, особенно на автомате происходит из-за недостаточной смазки поршневой группы. Механизм уже трубит о необходимости замены масла.

При этом важно обратить внимание, что масло должно не почернеть, а потемнеть со временем. Если оно буквально напоминает мазут, то эффективность его совершенно сошла на нет.

Причины быстрой порчи моторного масла

Черное моторное масло – непригодно для эксплуатации. Основными причинами его почернения являются следующие факторы:

  • Низкое качество масла – изначально оно не подходило для данного автомобиля, содержало мало примесей и быстро выгорало.
  • Естественный износ, отсутствие своевременной замены – спустя 10-30 тысяч км пробега жидкость становится неэффективной, так как теряет собственные свойства.
  • Постоянная эксплуатация ДВС на повышенных скоростях – тогда для двигательной системы требуется большее количество смазки, начинает попадать много пыли и грязи, которые образуют абразивные вещества внутри смазки. Двигатель быстро приходит в негодность, начинает ржаветь. Более того от перегрузок может возникнуть разгерметизация устройства.
  • Отсутствие своевременной замены фильтрующих элементов – фильтры напрямую влияют на состояние жидкости. Они впитывают грязь, осадки, пыль, препятствуют их попаданию в смазочный отдел. Если они уже непригодны для службы, то все осадки начинают подниматься и достигают смазки.
  • Истирание уплотнителей – если в масляном фильтре рассохся или истерся уплотнительный элемент, то он начинает пропускать пыль и грязь. Попадание осадков ухудшает характеристики жидкости и влияет на неравномерный выброс кинетической энергии.
  • Резкие перепады температур – многие жидкости от холода начинают замерзать и становятся вязкими, затем при разгоне автомобиля они начинают сильно бурлеть, что приводит к ухудшению их свойств и потемнению.
  • Загрязнение окружающей среды – чем более пыльная среда, тем быстрее засоряется смазка. Важно, чтобы были хорошие фильтрующие элементы.

Еще одной причиной выхода из строя является смешивание двух видов масел. Этого нельзя допускать, так как жидкость начинает расслаиваться. Химическая реакция может быть абсолютно непредсказуемой.

Как подобрать моторное масло перед заменой

Обязательно необходимо знать следующие данные для подбора жидкости:

  • марка и модель автомобиля;
  • VIN-номер т/c;
  • тип двигателя: бензиновый, дизельный, турбированные.

В руководстве по эксплуатации вашего транспортного средства обязательно должна быть информация о стандартах и допусках, по которым оно пригодно конкретно для этой марки авто. Если оно не входит в допуск, то по свойствам оно может не подойти.

Особенные допуски предъявляются следующими марками автомобилей: Mercedes-Benz, BMV, Lada, VAG, Toyota. У данных автопроизводителей масла имеют уникальный код или как он еще называется допуск. Производителям масла для мотора, чтобы напечатать этот код на упаковке необходимо пройти жесткое тестирование. Финальным этапом всех проверок становится получение сертификата соответствия. Если хотите сохранить хорошее состояние двигательной системы, то отдавайте предпочтение именно сертифицированным производителям.

При этом важно уметь отличить подделку от оригинала, чтобы не переплачивать и быть уверенным в качестве. Следуйте инструкции и сможете выбрать оригинальное масло:

  • наличие уникального кода на канистре;
  • канистра из плотного пластика, без сколов;
  • упаковка новая, нет следов вскрытия, потертостей;
  • масло обычно янтарно-коричневого оттенка, без специфического запаха;
  • приобретено в проверенном магазине.

Самое важное покупать в проверенных, лицензированных магазинах. На рынке подделки встречаются гораздо чаще. Официальные, брендированные интернет-магазины не могут себе позволить продавать некачественный товар.

Если вы не можете самостоятельно подобрать масло для замены, то можете воспользоваться услугами нашего специалиста. Для этого необходимо знать перечисленные данные о собственном транспортном средстве.

Как часто стоит менять моторное масло в автомобилях

Согласно профилактическим мерам, моторное масло в транспортных средствах необходимо менять в течение 10-30 тысяч километров. Также замена должна проводиться в следующих случаях:

  • при повышенном износе ДВС;
  • вместе с фильтрующими элементами: воздушный, масляный фильтры;
  • при эксплуатации в пыльных или холодных регионах.

При этом замена данного расходника должна проводиться не реже, чем один раз в год. Также специалисты советуют менять жидкость после обкатки двигателя. Это необходимо, когда на новом авто все механизмы притираются, и происходит естественное уменьшение зазоров в подкапотном пространстве. Но в результате этой притирки начинает образовываться металлическая стружка, которая попадает в отсек с моторным маслом и может в дальнейшем ухудшить работу всех систем, в том числе мотора. Поэтому после обкатки рационально заменить масло с металлической стружкой на новое, чистое. Это увеличит срок эксплуатации транспортного средства.

Техника безопасности перед заменой масла

Масло представляет собой горючее вещество, поэтому необходимо обязательно соблюдать следующие правила:

  1. В месте хранения масла не должно быть угрозы возгорания, необходимо хранить отдельно от горючих веществ, спичек или зажигалок.
  2. При замене нельзя курить или использовать зажигалки.
  3. Обязательно защищайте руки и глаза от попадания вещества. Наденьте очки и перчатки.
  4. Выбирайте одежду, которую не жалко утилизировать, так как жидкость не отстирывается.
  5. Укрепляйте автомобиль перед тем, как поднимать на домкрате.
  6. Переводите на ручной режим.
  7. Проводите процедуру только на ровной поверхности.
  8. Выключайте двигатель перед тем, как проверить уровень щупом.
  9. Убедитесь, что автомобиль обездвижен и не подключен перед тем, как воспользоваться манометром перед измерением давления.

Эти простые правила помогут обезопасить автовладельца от чрезвычайных ситуаций.

Подготовка к самостоятельной замене моторного масла

Для начала необходимо подобрать удобное место, в котором будет проводиться замена. Желательно, чтобы это было закрытое помещение – гараж или специальная эстакада. На открытом дворе процедуру будет выполнить сложнее. Эстакады часто располагаются рядом с магистральными дорогами или гаражными кооперативами. В подобном помещении уже продуманы моменты, чтобы обеспечить доступ к днищу автомобиля и не запачкаться. На всякий случай лучше выбрать одежду, которую не жалко испачкать, а может быть в последствие и выбросить, так как масло не отстирывается.

Если у вас есть домкрат, то следуйте мерам предосторожности, чтобы машина не скатилась с него, пока человек находится под ней. Это очень опасно:

  1. Площадка для установки домкрата должна быть жесткой и ровной – если поверхность мягкая, то автомобиль может сползти с домкрата.
  2. Автомобиль переводится на ручник.
  3. Можно подложить под колеса кирпичи или деревянные брусья, чтобы дополнительно закрепить автомобиль в подобном положении.
  4. Закрепление домкратом проводится только в специально отведенных местах.

Важный момент: узнать, сколько жидкости нужно заливать в ДВС автомобиля. Эти сведения указаны в инструкции по использованию. Желательно приобрести масла с запасом на 1 литр больше. Дополнительно необходимо приобрести масляный фильтр, а также уплотнитель сливной пробки.

Необходимые инструменты для осуществления замены:

  • перчатки из брезента;
  • ветошь (ненужные, чистые тряпки);
  • отвертка с плоским наконечником;
  • комбинированные ключи (набор);
  • комплект торцевых головок с трещоткой и удлинителем;
  • силиконовая смазка;
  • пустая пластиковая канистра, имеющая объем 5 л или тазик;
  • воронка;
  • фонарик;
  • динамометрический ключ;
  • съемник масляного фильтра.

Последние два инструмента представляют собой набор профессионального мастера СТО. Если вы собираетесь постоянно самостоятельно заменять масло, то они вам пригодятся. Если вы не знаете, будете ли еще осуществлять данную процедуру, то приобретать их необязательно, потому что это достаточно дорогие инструменты и их сложно найти в магазинах.

Как слить моторное масло и найти его под капотом

Первоначально необходимо осуществить прогрев автомобиля до рабочего температурного режима в 85-95 градусов по Цельсию. Потом заглушите. Нужно дать постоять в течение 10-15 минут, чтобы слегка остыло. Многие специалисты советуют перед заменой масла проехать на автомобиле примерно 5-10 минут, тогда масло разогреется, а вся взвесь и частицы окажутся сверху, а не на дне. Процесс очистки произойдет лучше и быстрее. В течение 1-2 часов масло будет оставаться жидким, а затем снова станет вязким. Посмотрите на изображение, как меняется консистенция моторного масла в разогретом и остывшем виде.

Обратите внимание, что если делать замену холодного, непрогретого масла в двигателе, то много жидкости останется внутри, так как она будет вязкой. После отведенного времени ожидания, откройте крышку капота. Найдите сливную пробку. У каждой модели автомобиля она располагается по-разному. Перед тем, как откручивать подставьте тазик или канистру в 5 литров, чтобы быть готовым к сливу.

Наденьте перчатки для обеспечения безопасности при взаимодействии с химическими веществами. Аккуратно открутите сливную пробку, подсвечивая фонариком. Желательно не уронить ее в тазик, потому что потом придется ее искать. Когда почувствуете, что ход идет легче, то лучше начинайте вращать руками, чтобы пробка осталась в них. После отворота поток масла не заставит себя ждать. Отойдите на безопасное расстояние, так как масло может быть достаточно горячим. Это убережет от ожогов.

В начале оно пойдет мощно, будет выливаться струей. Затем станет меньше, превратится в тонкую струйку, затем начнет скапывать каплями. Когда появятся капли не спешите ставить пробку обратно. Пусть в течение 10-15 минут пробежит, так выйдет все, что нужно.

После того, как масло слито можно откручивать масляный фильтр. Он может быть сильно закручен, тогда возьмите кусочек абразивного материала, так руки не будут соскальзывать. Если есть съемник, то воспользуйтесь им. Пример данного инструмента предложен на фото. Так получится максимально аккуратно.

При необходимости оставшийся масляный осадок можно откачать при помощи гибкой трубки или большого шприца. Если масла у автовладельца с излишком, то небольшой частью можно дополнительно промыть, наливая его без закрытия сливного отверстия. Промывка возможна только маслом, не рекомендуется использовать какие-то другие жидкости, в том числе воду или агрессивные ПАВы. Масло будет выталкивать старый осадок, дно же заполнится новой жидкостью.

Обратите внимание на само масло, если оно просто темное и в нем отсутствуют такие фракции, как металлическая стружка или грязь, то можете сразу заливать новое. Если есть вкрапления, то необходимо промыть систему смазки двигателя, а также осуществить замену воздушного фильтра. Есть вероятность, что фильтр засорен, поэтому в масло начинают попадать различного рода фракции – пыль, грязь, осадки.

После всех перечисленных действий можно переходить непосредственно к самой процедуре замены масла.

Как заменить моторное масло

После того, как масло полностью стечет необходимо подложить чистую тряпочку под масляный фильтр. В перчатках необходимо его открутить. Возможно, выльется небольшое количество жидкости, поэтому хорошо, если перчатки будут водонепроницаемые. Также необходимо подложить под это место емкость.

Штуцер для фильтра тщательно вытирается. Затем проводится нанесение небольшого количества силиконовой смазки или масла на уплотнитель из резины, что конкретно требуется лучше посмотреть в инструкции к новому масляному фильтру.

После этого проводится установка нового фильтра, далее он затягивается руками до упора. Необходимо перестать закручивать. По многим инструкциям закручивается на ¾ от полного оборота. До полного сопротивления закручивать не нужно.

Есть мнение, что необходимо залить моторное масло в фильтр, но это вредный совет. Улучшений в работе обычно не наблюдается, зато возможно появление воздушной пробки, которая будет мешать прокачивать смазочную жидкость. Двигатель будет работать на повышенных скоростях и в итоге приведет к износу.

Следующий шаг – закрыть сливную пробку. В начале подкладывается новый уплотнитель, он обязательно должен быть герметичен. Если старый уже пришел в негодность, то не стоит ставить его обратно. Он будет пропускать грязь и пыль, в масле начнут скапливаться фракции, увеличивающие кинетическую энергию. Это повлияет на состояние всей цилиндрово-поршневой группы. Далее необходимо аккуратно завернуть ее обратно. Не нужно тянуть с силой, так как можно свернуть резьбу картера. Достаточно закрутить до упора и слегка подтянуть рукой.

После закрытия сливной пробки можно приступать к заливу самого моторного масла. Вставляем воронку в заливной отсек. Берем канистру, как показано на изображении с пометкой «правильно» и начинаем заливать. Если брать канистру плашмя, горизонтально по отношению к полу, то масло не будет расплескиваться. Если же взять вертикально, то оно будет литься скачками.

Заливать нужно примерно половину канистры, около 4 литров. Далее используем щуп. Предварительно его стоит вытереть чистой, безворсовой тряпкой. Проводим замер уровня масла. Он должен находиться в среднем положении между минимальным и максимальным значением. Лучше, чтобы значение было ближе к максимальному, чтобы оно не закончилось. Переливать масла больше, чем требуется, впрок не нужно. Это также опасно для автомобиля, как и недостаток смазки.

Когда все работы завершены, то закрываем капот. Можно провести финальный запуск двигателя. На экране значок мигающей масленки обычно пропадает через 10 секунд после запуска. Необходимо сделать небольшую проверку и проехать на автомобиле минимальное расстояние.

Когда приедете спустя 10 минут после остановки ДВС рекомендуется вновь сделать замер масла. В этом состоянии оно максимально рабочее. Если проверять остывшее масло, то оно начинает связываться и показывает меньший результат, чем должен. Проверка должна проводиться на ровной поверхности, перекосы автомобиля гарантировано дают неверное значение.

Что делать, если после замены моторное масло вытекает или датчик показывает отсутствие смазки

После замены масла необходимо постоянно проводить визуальный осмотр подкапотного пространства. Желательно заглянуть под капот и проверить не выливается ли масло, также рекомендуется проверять уровень масла при помощи щупа.

Протечка выглядит следующим образом:

Проблема может произойти при негерметичности следующих механизмов:

  • протечка уплотнителя;
  • воздушная пробка в масляном фильтре;
  • переизбыток смазки, налито больше уровня;
  • двигательная система износилась;
  • проржавел фланец сальника коленвала;
  • поврежден поддон двигателя.

Причину необходимо выявить и устранить, на неисправном авто поездки рекомендуется прекратить. Возможно, это произошло из-за износа уплотнительных резинок, тогда, чтобы исправить ситуацию необходимо провести их замену. Если же износился мотор, то это вызывает необходимость обратиться в профессиональное СТО.

Может начать гореть лампочка-индикатор давления масла, показывая, что уровень недостаточен. Если она, то горит, то гаснет, то скорее всего – это сбой, который возникает из-за перепада температур. Особенно это бывает, когда на улице слишком холодно и масло замерзает.

Обязательно при помощи щупа проверьте количество масла, а также уровень давления при помощи манометра. Показатель должен быть не менее 0,4 мПа. Если щуп показывает, что мало масло, то долейте.

Если же датчик все равно показывает недостаток масла, то причин может быть несколько:

  1. Неисправность масляного фильтра создает эффект масляного голодания. Многие детали перестают смазываться и работают на износ. Чтобы исправить ситуацию замените фильтрующий элемент на новый.
  2. Поломка редукционного клапана. Запуская привод, чтобы достичь оптимальный уровень давления необходимо подождать. Если нужный показатель не достигается, то лампочка начинает гореть. За несколько секунд давление достигается, лампочка выключается. Если происходит сбой в редукционном клапане, то давление набирается, а индикатор продолжает гореть.
  3. Износ прокладок или забивка сеточки маслозаборника приводят к нарушению работы масляного насоса. Тогда не получается обеспечить необходимый уровень давления.
  4. Плохое масло забивает масляный фильтр и насоса.
  5. Протечка ДВС – износ, появление ржавчины.
  6. Износ вкладышей – толщина стала меньше, чем должна быть.
  7. Поршневые кольца закоксовались – масло недостаточно хорошо их смазывало, поэтому они спаялись при большой нагрузке.

Также причиной может стать забитый, загрязненный воздушный фильтр. Он может наполниться мусором, пылью, грязью. Загрязнения начнут попадать в масло, а оно будет забивать другие фильтры и насосы. Большая нагрузка будет перепадать на ДВС.

Можно ли заменить моторное масло в автомобильном сервисном центре

Да, если автомобиль находится на гарантии, то можно выполнить данную процедуру бесплатно. Если гарантийный срок завершился, то замена будет платной. В сервисном центре также могут осуществить замену масляного, воздушного, салонного фильтра. Также промывают двигательную систему. Этот комплексный подход подходит тем, кто хочет провести профилактику автомобиля или заметил сильные отклонения в работе цилиндро-поршневой группы.

Когда лучше доверить замену моторного масла профессионалам

Если у вас нет условий для проведения данной процедуры (отсутствие оборудования, инструмента, ровной поверхности, домкрата или хорошего укрепления), то лучше доверить замену моторного масла специалистам. При всей простоте процедуры она имеет много критериев по технике безопасности, если вы не уверены в том, что можете обеспечить условия, то лучше обратиться к профи.

Выводы и полезные советы автовладельцам

Таким образом, моторное масло – это не просто расходник, это жизненно важный для нормальной работы автомобиля компонент. Он помогает смазывать двигательную систему, охлаждает, снижает образование коррозии на элементах. Перед заменой масла необходимо выбрать оптимальный вариант. Производители настоятельно рекомендуют выбирать продукцию по допуску, так можно избежать нагара и протечки жидкости, которую потом сложно устранить. Покупать подобные, дорогостоящие расходники необходимо в проверенных компаниях, чтобы избежать подделки.

Замена проводится при достижении срока или пробега от 10 до 30 тысяч километров,

в зависимости от силы нагрузки на ДВС и сезон. Обязательно нужно следовать технике безопасности, чтобы избежать ожогов, возгорания или снятия автомобиля с ручника на домкрате. Соблюдается разметка по уровню от минимального до максимального. Превышение уровня также не приветствуется, как и минимальное значение. Проводить замену возможно только на ровной поверхности с предварительной очисткой от старого масла. Смешивать два вида жидкостей категорически воспрещено. СТО также специализируются на замене, поэтому можно обратиться к ним.

Рекомендуем