Технологии оказывают сильное воздействие на все сферы жизни человека. Их влияние также не обошло стороной и конструкции современных автотранспортных средств. Некоторые модели оснащены шарниров равных угловых скоростей или ШРУСом. Но из-за внешнего сходства со взрывоопасным предметом автомобилисты нередко называют его гранатой.
Все составляющие авто заслуживают равного внимания от водителя, потому что одинаково влияют на качество эксплуатации, управляемости, а самое главное – безопасности при передвижении. Поэтому в этой статье мы предлагаем ознакомиться с ключевыми особенностями функционирования детали, его распространенными поломками. Также создали пошаговую инструкцию по замене ШРУСа или гранаты. Надеемся, что подготовленная информация поможет разобраться в вопросе.
ШРУС представляет собой установленное сокращение от расшифрованного «шарнира равных угловых скоростей». Внешнее сходство определило название в простонародье – граната. Но не только внешний вид стал причиной такого название. Считается, что элемент обладает непредсказуемым и своенравным характером. Фраза «рванет» также вполне оправдана – при поломке комплектующей машина просто не поедет. Часто неисправность случается внезапно, поэтому автомобилисты иногда только при неприятной ситуации узнают о его существовании. Если выражаться научным языком, то элемент имеет обоснованный термин – гомокинетический шарнир.
При этом она представляет собой подвижную деталь, которая располагается в трансмиссии. Ключевой задачей является то, что крутящий момент передается между подвижными валами под стабильно изменяющимся углом. Благодаря этому составляющая не просто приводит колеса транспортного средства в движение, но и позволяет одновременно осуществлять управление ими при небольших размерах и незначительной массе. Помимо этого, передача крутящего момента благодаря детали выполняется равномерно, без неприятных рывков. Подобная ситуация часто возникает, если установлены карданные шарниры, обычно передающие вращение не синхронно. Дополнительная сложность заключалась в невозможности скрещивание больших углов скрещивания валов. Поэтому ШРУСы стали отличным способом выполнения процесса, ведь они без проблем справляются с углами поворота до 70 градусов относительной оси, при этом сохраняется равномерность вращения как ведущего, так и ведомого вала.
Создателем устройства считается немец Карл Вайсс. Но далее конструкция потребовала усовершенствования. Поэтому в 1928 году Альфред Рцеппа решил немного улучшить устройство, чтобы оно помогало решать следующие задачи:
Благодаря его действиям комплектующая была широко распространена из-за удачного конструктивного решения. Лицензии на использовании стали покупать крупнейшие автоконцерны, в том числе «АвтоВаз», который потом стал активно устанавливать составляющие на классическую «Ниву». Современную легковую машину уже сложно представить без использования шарнира.
Конструкционные особенности напрямую зависят от разновидности агрегата. Было разработано 4 типа шарниров, каждый из которых мы рассмотрим в следующем пункте.
Итак, по конструкции комплектующие можно разделить на две большие категории:
Благодаря этому каждая из разновидностей играет собственную, важную роль при движении автомобиля.
Далее предлагает ознакомиться с составляющими наружного устройства. Конструкционно отличается:
Внутренний тип отличается следующими конструкционными особенностями прибора:
Бытует мнение, что конструкция агрегатов слишком сложная, поэтому иногда разобраться с принципом работы бывает затруднительно. Также это влияет на понимание автомобилистов, с какой целью устанавливается подобная комплектующая. При этом рекомендуется не забывать про основную функцию устройства, которая заключается в передаче крутящего момента на управляемые колеса. Во время дорожного движения они постоянно меняют свое расположение относительно АКПП. Без специализированных шарниров выполнение процесса было бы невозможно. Благодаря установке этой сложной составляющей, без учета рельефа дорожного покрытия или положения колес крутящий момент все равно будет осуществляться. Благодаря этому рулевое управление и подвеска обретают необходимую свободу для выполнения собственных функций.
Некоторые считают, что ШРУСы выполняют точно такую же функцию, что и карданы. Но это заблуждение, потому что между ними существуют значительные различия. Считается, что механизмы имеют более технологичную и усовершенствованную конструкцию, что не дает карданам передавать вращаться по оси синхронно – один вал обычно перемещается равномерно, а другой нет. В них невозможен существенный угол скрещивания. Благодаря этому обеспечиваются иные важные функции – снижение действующих динамических сил на трансмиссию и минимизация неприятных вибрирующих импульсов.
Итоговая комплектация напрямую зависит от определенной модели и автоконцерна-производителя машины. При этом каких-то принципиальных различий нет. В целом выделяют 4 основных разновидности:
Вначале мы проанализируем особенности функционирования распространенных вариантов, а далее предоставим общую информацию о вариантах, которые редко встречаются на легковых машинах.
Самый востребованный тип устройства. Наиболее часто их устанавливают, как внешние ШРУСы. Принцип действия заключается в следующем алгоритме:
Такая последовательность действий позволяет передавать вращение без лишних разрывов и вибраций, которое мешает управлению.
Данная разновидность считается распространенным вариантом внутреннего типа. Считается, что этот вариант имеет лучшие показатели надежности. Главным недостатком является то, что передача крутящего момента может выполняться исключительно под углом 20 градусов. Но плюсов все же больше:
Конструкционные особенности мы рассматривали в предыдущем пункте про внутренние типы.
Опытные автомеханики считают, что данный вариант только условно называется «гранатами». Они представляют собой большие и массивные устройства, которые не принято устанавливать на современные легковушки. Принцип работы заключается в том, что последовательная пара призвана минимизировать неравномерное функционирование друг друга под углом не выше, чем 20 градусов. Значительная масса и габариты позволяют устанавливать эту разновидность только на строительный автотранспорт и тракторы, где они способны эффективно выполнять заявленные функции.
Этот вариант также не предназначен для легковых автотранспортных средств. Их также называют сухариковые. Их решили не устанавливать на современных транспортных средствах из-за конструкционных несовершенств. Являются парой фасонных вилок и дисков. Существенными преимуществами считается способность выдерживать значительные нагрузки, но при этом они не могут функционировать на высоких скоростных режимах. Дополнительным минусом считается вероятность перегрева конструкции. Учитывая перечисленные моменты, их ставят только на некоторые модели грузовиков.
Таким образом, автомобилистам рекомендуется заранее узнать тип установленной комплектующей. Это поможет не только правильно заменить составляющую, но и понимать особенности функционирования.
Отличительной чертой равных угловых скоростей считается продолжительный срок службы, который должен равняться с общим периодом эксплуатации транспортного средства. Производители стараются сделать устройства выносливыми и надежными, но точно предсказать возможность поломки все же не удается. При этом неисправности часто становятся для водителя неожиданностью, а ремонт считается дорогостоящим и трудоемким.
К причинам выхода «гранаты» из строя относят следующие моменты:
Таким образом, если возникла необходимость замены, то необходимо не только правильно приобрести детали, но и постараться определить первопричину. Это поможет в дальнейшем скорректировать свой стиль вождения и не допускать ошибок, которые приводят к необходимости ремонта.
Опытные автомеханики и автомобилисты составили перечень из 5 характерных признаков, которые сигнализируют о появлении неисправностей в работе «гранаты». К этим ситуациям относятся следующие моменты:
Важно! Автоэксперты при первых признаках поломки рекомендуют сократить количество поездок, пока не будет выполнена замена. Напоминаем, что неисправность напрямую влияет на уровень безопасности, повышается вероятность дорожно-транспортного происшествия из-за внезапной остановки авто. Не стоит подвергать себя, пассажиров и других участников дорожного движения подобной опасности.
Мы уже выяснили, что автопроизводители разрабатывают устройства, которые способны служить весь период эксплуатации машины. Но часто из-за качества дорожного покрытия или экстремального стиля вождения комплектующие выходят из строя раньше заявленного срока.
Так как распространенной причиной считается нарушение герметичности пыльника, то рекомендуется проверять его состояние каждый 5-7 тысяч километров. Это поможет избежать дальнейшего распространения коррозии и разрушения важных составляющих.
Поэтому при первых признаках некорректной работы потребуется задуматься о замене. Игнорирование часто приводит к неисправности всего приводного вала, который предусматривает дорогостоящее и трудоемкое проведение работ.
Также распространенной ситуацией становится попадание иголок из триподного устройства в картер коробки передач. Там они перемалываются вместе с маслом, что оказывает крайне отрицательное воздействие на всю трансмиссию, которая также потребует серьезных денежных вложений.
Одним из самых опасных последствий считается заклинивание шарнира. В этом случае ось ломается внезапно, машина просто не может продолжать движение. Хорошо, если подобные обстоятельства произойдут не на оживленном перекрестке. Поэтому так важно внимательно и ответственно относится к работоспособности всех узлов. Ведь такой подход помогает сберечь свою жизнь и здоровье.
Одним из важнейших аспектов считается правильный выбор новой запчасти. Неотъемлемым условием является то, чтобы выбранное устройство идеально подходило к другим составляющим ходовой части. Каждая модель автотранспортного средства предусматривает собственные конструкционные особенности. Поэтому можно осуществлять покупку по VIN-номеру. Если возникают сложности, то можно воспользоваться консультацией сотрудника в проверенных магазинах. Обычно менеджеры владеют необходимой информацией, чтобы помочь клиенту принять верное решение.
Также можно ставить точно такой же шарнир, как и был установлен до этого. Благодаря такому решению можно избежать неправильной покупки. В целом при подборе рекомендуется учитывать следующие аспекты:
Отдельно рекомендуется рассмотреть особенности производимых устройств:
Также опытные автомобилисты и механики составляли несколько несложных правил, которые помогут не нарваться на мошенников:
Старайтесь обращаться в проверенные компании, которые уже зарекомендовали себя как надежных поставщиков. В таких организациях также можно воспользоваться помощью менеджеров, которые помогут принять итоговое решение.
Необходимо учитывать, что подобные составляющие раньше устанавливали не на все машины. Они не предусмотрены в старых или коммерческих авто с задним приводом и неразрезным мостом.
Но большинство современных моделей уже оснащены комплектующей. Обычно найти их не составляет особой сложности. На переднеприводных автотранспортных средствах они находятся на передних полуосях. В полноприводных машинах, оснащенных независимой подвеской, они установлены на передних и задних полуосях. Таким образом, на переднеприводных предполагается 4 устройства, а в полноприводных может быть 8. При этом данная информация не является единственно верным решением, сейчас автопроизводители также делают исключения. Например, в некоторых машинах установлено всего по одному элементу на сторону. А другие модели авто предполагают наличие ШРУСа вместо кардана, который осуществляет передачу крутящего момента к заднему редуктору.
Нередко устанавливаются непосредственно в конструкции карданного вала, чтобы соединить его с составляющими трансмиссии и всех элементов между собой. Подобный подход помогает производить передачу крутящего момента под углом, параметры которого постоянно меняются. Это распространенная ситуация при работе подвески на неровном дорожном покрытии или при выполнении поворотов управляемых колес.
Поэтому рекомендуется самостоятельно изучить конструкцию и комплектацию собственного средства передвижения, чтобы при необходимости без проблем найти определенные детали.
Для самостоятельного проведения мероприятий не требуется какого-то специализированного набора приспособлений. В большинстве случаев рекомендуется подготовить следующий перечень инструментов:
Также не забываем про новый комплект шарнира равных угловых скоростей. Также не забываем про важные составляющие для безопасного проведения работ:
Эти два элемента вообще необходимо использовать каждый раз при выполнении мероприятий, связанных с обслуживанием и ремонтом автотранспортного средства.
Часто именно про этот пункт автомобилисты забывают. Некоторые считают – да зачем париться, если все действия занимают немного времени? Но такой халатный подход может привести к весьма неприятным последствиям. Поэтому мы предлагаем ознакомиться с ключевыми аспектами требования безопасности:
Перечисленные моменты рекомендуется соблюдать при выполнении даже самых простейших действий по самостоятельному ремонту и обслуживанию автотранспортного средства. Благодаря этому можно избежать весьма неприятных последствий.
При рассмотрении разновидностей устройств мы уже выяснили, что выделяют по типу установки наружные и внутренние типы. Этот момент определяет особенности смены поврежденных комплектующих на новые. Далее мы предлагаем ознакомиться с алгоритмом действий с учетом местоположения детали.
В данной ситуации все-таки рекомендуется привлечь помощника. Это обусловлено тем, что снятие комплектующей должно исключить передачу лишних усилий через вал на внутренний. В противном случае запчасть может выскочить или разобраться. Итак, предлагаем действовать, придерживаясь определенной последовательности:
В целом, замена наружного шарнира угловых равных скоростей должна пройти эффективно, если придерживаться установленного плана мероприятий. Далее мы предлагаем ознакомиться с особенностями немного другого порядка действий.
Также представленную последовательность мероприятий можно выполнять со снятием привода в сборе. Обычно такое решение сопровождается повышением удобства работы. Часто такой способ используется, если наблюдается серьезное заклинивание стопорного кольца. Если было принято это решение, то необходимо заранее слить масло или его часть из коробки переключения передач. Некоторые автомобилисты совмещают процедуру с заменой масла, чтобы в один момент провести комплексное обслуживание авто.
Фиксация привода в коробке обычно выполняется с помощью стопорного пружинного кольца круглого сечения. Считается, что оно сживается после точного удара в наружную составляющую шарнира через проставку. Некоторые механики снимают привод с использованием монтировки. Снятие шарниров при этом не отличается от представленной выше инструкции.
Важно! Не пытайтесь выдернуть полуось за вал. Обычно составляющая сама разбирается, так как упорное кольцо не выдерживает нагрузки.
В этом случае рекомендуем изначально ознакомиться с порядоком мероприятий по смене наружной разновидности. Это обусловлено тем, что общая последовательность действий практически не отличается. Но обязательно потребуется снимать полуось, как это делать также рассказали в предыдущем пункте. В некоторых ситуациях даже не требуется сливать масло, что обусловлено конструкцией машины. Такое часто встречается на Ауди А6.
При рассмотрении конструкции становится ясно, что внутренний триподный шарнир можно разобрать, чтобы получить доступ к стопорному кольцу. С его сжатием вы также уже знакомы – требуется нанести во внутренней части точный, но внезапный удар. Привод необходимо зафиксировать в тисках.
Отдельно учитывайте предусмотрены отличия при установке пыльника. Обычно внутренний шарнир предполагает продольное перемещение, поэтому фиксация чехла будет проводиться, учитывая расстояние, которое рекомендуется заводом-производителем машины. Учет этот аспекта, поможет обеспечить корректное функционирование при работе пыльника.
Обычно при аккуратном выполнении перечисленных действий устройство работает отлично. Но от непредвиденных моментов никто не застрахован. Это может быть обусловлено тем, что в машине могут присутствовать другие неисправности. Характерными признаками ошибок при проведении работы считаются следующие моменты:
Если возникает хруст, то необходимо срочно обращаться за помощью опытных автомехаников. Потребуется выполнить полную диагностику, может быть причина кроется в неисправности других важных узлов. Если после самостоятельного проведения действий возникают непривычные аспекты, то рекомендуется прекратить эксплуатацию. Это может быть опасно для жизни, здоровья водителя и пассажиров.
Граната с одной стороны считается очень выносливой деталью, но с другой стороны некоторым водителям приходится крайне часто заниматься заменой. Это обусловлено тем, что такие автомобилисты обычно с пренебрежением относятся к эксплуатации собственного авто.
Если вы хотите сократить период смены деталей, то рекомендуется обратить внимание на регулярную профилактику и самостоятельно обслуживание:
Самостоятельная замена ШРУСа или «гранаты» — это процесс, с которым можно справиться достаточно быстро и без дополнительных сложностей. Для этого рекомендуется заранее изучить информацию об устройстве, его конструкции, выяснить, какая разновидность установлена на вашей машине. Предварительно нужно подготовить необходимые приспособления, чтобы потом как говорится, все было «под рукой». Отдельное внимание рекомендуется уделить выбору качественной комплектующей, которая на 100% подходит конкретной модели автотранспортного средства.