В автомобиле все элементы взаимосвязаны и влияют на общее состояние транспортного средства. При возникновении неисправности в одном механизме неизбежно ухудшаются процессы работы в других частях. Даже такие небольшие по размеру, но крайне важные элементы, как ступичный подшипник, в случае повреждения или выхода из строя необходимо своевременно заменить.
В данной статье рассмотрим пошаговую инструкцию по замене подшипника ступицы, а также его строение, признаки поломки, как выбрать новую запчасть и не попасться на подделку. Уделим особое внимание технике безопасности. Надеемся, что информация будет содержательной и поможет разобраться во всех нюансах.
Подшипник ступицы представляет собой деталь, которая прикрепляет к ступице или же поворотному кулаку, колеса. Входит в строение самой ступицы. Деталь отличается значительной нагрузкой, так как выполняет следующие функции:
Важными элементами данной детали являются:
Как они расположены можно наглядно увидеть на изображении.
Данный подшипник расположен внутри ступицы и полностью влияет на ее работоспособность. В начале рассмотрим, что такое ступица, чтобы понять роль в общей конструкции и принцип действия.
Ступица расположена между колесами и ходовой частью и функционально выполняет важнейшие для движения автомобиля функции, связанные с удержанием дисков тормозов и колесных узлов на полуоси, а также эффективную передачу крутящего момента на колеса. Механизм является полым металлическим цилиндром. В нем предусмотрены направляющие в виде втулок, отверстия под болты, шпильки, а сама полость предназначена, как раз для подшипника.
В зависимости от модификации транспортного средства у ступицы также могут быть разные наполнения. Например, может быть включен датчик ABS. Если он присутствует, то и сам подшипник должен соответствовать, если этого нет, то механизм, либо не будет работать, либо будут значительные помехи.
Именно от подшипников, которые располагаются внутри, зависит корректное распределение нагрузки в ходовой части. Узел напрямую связан с безопасностью на дороге. Крепится к ступице при помощи наружной обоймы.
По конструкции подшипник напоминает пару колес, которые выполнены из прочнейшего металла. Внутри расположены либо ролики, либо шарики, являющиеся телами качения. Они изолированы при помощи сепаратора. Он же и выполняет функцию распределения нагрузки. Тут же может быть встроен специальный, электронный датчик.
Логично, что если ступица расположена у колес, то во всем автомобиле их по 2 пары. При этом они могут подразделяться с учетом типа привода и самих колес. Так различают:
На данный момент времени различают 3 поколения данных деталей:
Ранее было еще нулевое поколение. Оно представляло собой либо однорядные шариковые детали, иногда же исполнение было в конических роликовых. Есть данные о том, что ведутся разработки четвертого поколения. Его основной особенностью является то, что он встраивается в механизм ШРУСа.
Многие транспортные средства, особенно европейские марки, оснащены первым поколением. При этом они не поддерживают ступицы с ABS. Последующие поколение в основном устанавливается в базовой комплектации таких авто, как VAG, Daimler-Benz. Третье характерно для меньшего количества транспортных средств. В основном – это Опель, Лансия. Обратите внимание, что отличий у 2 и 3 поколений немного. Лучше уточнять этот момент конкретно для собственной марки и модели транспортного средства.
Неприятным фактом для автомобилиста является понимание того, что в ходовой части появились неполадки. Наиболее часто ступичный подшипник страдает и выходит из строя в следующих случаях:
Если совмещается сразу несколько факторов, то это дополнительно усугубляет ситуацию. Еще одним аспектом является переменчивая эксплуатация, когда водитель долго не использует транспортное средство и оно стоит в гараже, а затем выезжает на дорогу и экстремально едет.
Также причиной выхода из строя становится нерегулярное обслуживание. Если расходники несвоевременно менять или проводить замену только, когда они полностью перестают служить, то это сказывается на общем состоянии транспортного средства. Нужно регулярно проводить профилактику.
К явным признакам выхода из строя детали относят:
При этом появление хруста часто относится уже к критическому состоянию подшипника. Обычно он уже разрушается, возможно на детали появились сколы. Этот сигнал ни в коем случае нельзя игнорировать, ведь наиболее неприятным последствием становится именно срыв колеса с оси. Во время движения это чревато попаданием в дорожно-транспортное происшествие. В дальнейшем ремонт транспортного средства будет более длительным. Придется заменять ступицу и колесо. На изображении показан неисправный подшипник ступицы.
Чтобы полностью убедиться в неисправности, можно провести самостоятельную диагностику. Для этого необходимо сделать подвес колеса, а затем раскрутить его. Если при этом колесо заедает, его не получается раскрутить, то проблема явно присутствует. Можно также сделать раскачку колеса, придерживая его внизу и сверху. Люфт в данном случае не допустим особенно, если это радиально цилиндрический тип. В случае в радиально-упорными изделиями небольшой люфт возможен даже при нормальном состоянии. Тут важно знать, какой тип подшипников установлен именно на вашем транспортном средстве.
На среднестатистическом автомобиле, который проходит плановые диагностики и технические обслуживания – выход из строя данной детали не предвидится ранее показателя в 100-120 тысяч километров пробега. Это при условии, что транспорт проезжает по ровным дорогам.
Сложности в определении необходимости замены возникают у транспортных средств б/у. Ведь остается только гадать, как бывший владелец относился к авто. Тогда лучше обратить внимание на ее состояние и поведение, еще провести полную диагностику.
Более часто необходима замена ступичных подшипников в следующих ситуациях:
Важно! Вне зависимости от цифр пробега, при появлении первых признаков неисправности стоит позаботиться о скорой замене поломавшихся деталей.
Замену также проводят по гарантии, если ее срок не вышел. Можно обратиться и получить комплексный подход и обслуживание от производителя.
Если собираетесь самостоятельно выполнять замену ступичного подшипника, то необходимо правильно его подобрать. Если же для замены собираетесь обратиться в сервисный центр, то обычно деталь приобретать не нужно, ее подбирают сами сотрудники.
Можно начать поиски по номеру в каталоге. В автолюбительских блогах есть таблицы, в которых часто публикуют, какие детали подходят для конкретных марок и моделей авто. Приводится также список доступных производителей, которые проверены годами. Это можно сделать при помощи поисковика на сайте автозапчастей. Обычно достаточно знать год выпуска, марку, модель и VIN-номер.
К основным критериям для подбора относят.
Важно, доверять только проверенным поставщикам, которые могут предоставить гарантийные условия на товар. При покупке внимательно осматривайте деталь. На ней ни в коем случае не должно быть сколов, трещин, вмятин или других дефектов. Подобные механизмы нужно возвращать обратно. Устанавливать их в транспортное средство нельзя.
К проверенным производителям подшипников ступицы относят:
Оригинальные запчасти приходят в коробках, они хорошо упакованы. Есть гарантийные талоны, иногда фирменные бирки. Обращайте на это внимание.
Если есть сомнения в выборе, то можете обратиться к консультанту. Сообщите специалисту марку, модель и VIN-номер. Специалист внимательно ознакомиться с характеристиками, габаритами и предложит оптимальные варианты с учетом запроса покупателя.
Данная деталь составляет подвесочную часть транспортного средства. Располагаются они в глубине ступицы, обычно позади тормозного диска. Как уже было описано раннее в зависимости от привода, расположение может быть на передней или задней оси, прикрепленной к ШРУСу или поворотному кулаку. Это индивидуально у каждого автомобиля, поэтому перед осуществлением замены необходимо знать точное расположение.
Стоит отметить, что деталь часто располагается между стойкой и ступицей колеса. Скрепляются все части между собой достаточно крупными винтами.
Важно! Строение, механизм работы и конструкционные особенности могут отличаться в зависимости от модели и класса автомобиля. Это нужно учитывать и подстраиваться под конкретный случай.
Подготовка инструментов относится к предварительному шагу, который достаточно важен при самостоятельной замене. Если вы заранее подготовите инструментарий, то во время работы не возникнет сложностей. Все будет под рукой. Если же у вас отсутствует какой-то элемент, то есть время его приобрести или найти. Если это выясниться в процессе, то тогда появятся дополнительные хлопоты. Поэтому рекомендуем подготовить все заранее.
К основным предметам для замены относят:
К новым необходимым деталям относят: новый внешний и внутренний подшипник, шплинт, пыльник. Иногда сразу приобретается новая ступица, если деталь полностью неисправна.
Обратите внимание, что в статье дается перечисление только для замены подшипника ступицы. Если вы захотите при разборе поменять другие части, которые входят в ходовую часть, то прочитайте, что требуется для их замены.
Обычно данные инструменты есть в арсенале у автолюбителей, которые часто занимаются самостоятельным ремонтом транспортного средства. Начинающим придется закупаться, при выборе старайтесь делать акцент именно на качестве, а не на цене. Добротный инструмент будет служить дольше и позволит более аккуратно выполнять работу.
Обязательным условием выполнения процедуры является обеспечение техники безопасности. Нужно следовать правилам, чтобы максимально исключить факторы риска.
Обязательно обустраивается место проведения:
Для того, чтобы добраться до механизма необходимо поднять машину на домкрате или гидравлическом подъемнике. Обратите внимание, что это устройство работает на гидравлической силе. По закону физики она в любой момент может ослабнуть. Не пренебрегайте специальными подстраховками и опорами. Они могут реально спасти жизнь. Выполнять это необходимо с учетом следующих моментов:
Правильно установленный домкрат поможет обезопасить от поломок не только транспортное средство, но и самого человека от повреждений, травм или экстренных ситуаций. Не стоит пренебрегать подобными мерами.
Необходимо также уделить внимание внешнему виду:
При работе с механизмами авто также нужно быть предельно внимательными:
В случаях, когда вы впервые решили самостоятельно осуществить замену, настоятельно рекомендуется проводить мероприятие под контролем человека, который уже выполнял подобное и знает на практике все нюансы. Это разумное и безопасное решение.
Предупреждение! Данная инструкция представляет собой стандартную схему замены без учетов особенностей и нюансов вашего транспортного средства. Если вы впервые проводите подобную процедуру, то лучше предварительно посоветоваться со специалистом, чтобы выяснить, какие моменты могут вызвать трудности при проведении. Обязательно следуйте технике безопасности. При подъеме автомобиля на домкрате настоятельно рекомендуем использовать специальные опоры, чтобы предотвратить срыв транспортного средства.
Первое, что необходимо – это выбрать ровную поверхность. Это может быть паркинг, гараж. Главное, чтобы не было наклонов, чтобы он не сдвинулся с места. Далее необходимо поставить селектор автоматической коробки передач на режим паркинг, при ручной коробке включается первая или нейтральная скорость. Необходимо задействие ручного тормоза, чтобы предотвратить движение.
Замена подшипника проводится с той стороны, с которой диагностирована неисправность. Это могут быть несколько колес, но все проводится постепенно. Остальные колеса фиксируются при помощи противоподкатных башмаков или крепких упор. Так если неисправность на переднем колесе, то фиксируются задние и наоборот.
На колесе с неполадками подшипника необходимо ослабить колесные гайки при помощи подходящего гаечного ключа. Это нужно, потому что если поднять домкратом колеса и начинать выкручивать, то опора теряется из-за этого процесс затрудняется.
Далее по технике безопасности проведите подъем при помощи домкрата. Важные моменты, это соблюдение посадочного места и фиксации лапы в данном месте. Пятка при этом должна плотно прилегать к поверхности пола. Сам домкрат должен иметь упор в металлические детали под днищем. Пластик быстро ломается и аппарат может соскользнуть.
Уже после этого можно открутить все колесные гайки. Обязательно сложите их в отдельную емкость, чтобы не потерять. Далее снимается колесо без прикладывания больших усилий.
Возьмите ключ, который имеет торцевую головку. Он необходим, чтобы выкрутить крепежные болты суппорта тормозов. Отвертка поможет снять сам механизм. Обратите внимание, что нельзя оставлять его в висячем положении, чтобы не повредился шланг тормозов. Стоит примотать его веревкой или крепежом к месту внутри колесной арки.
В центральном секторе диска тормозов располагается небольшая, но важная деталь – это пыльник. Его нужно снять аккуратно, чтобы не повредить. Для извлечения нужно зажать его колодками и легонько постучать по нему молотком. После снятия можно увидеть коронную гайку, она зафиксирована шплинтом. При помощи плоскогубцев или кусачек проводится удаление шплинта, затем откручивается коронная гайка. Эти детали также нужно убрать в надежное место, чтобы предотвратить потерю.
Сделайте упор рукой в механизм ступицы. Там, где центральная часть сборки. Достаточно сильно, но при этом не грубо, нужно ударить по диску ладошкой противоположной руки. После этого обычно ступичный подшипник, либо выпадает, либо ослабляется. Уберите его, после переходите к снятию самого тормозного диска.
При застревании диска аккуратно сделайте постукивание по нему при помощи резиновой киянки. Обратите внимание, что если постучать молотком, то деталь повредится. Не дайте так, если у вас нет замены тормозного диска.
Чтобы добраться до подшипника, необходимо снять саму ступицу. Она прикреплена при помощи нескольких болтов, которые находятся с изнаночной стороны. Возникают сложности при их извлечении. Для удобства воспользуйтесь ключом с узким диаметром или же монтировкой. Когда открутите все болты уберите их в отдельную емкость. Не смешивайте все болты в одной коробке. Потом будет сложно их различить.
Далее без нажима ступица снимается с цапфы. Если у вас полностью неисправна ступица, то она устанавливается на старое место и закрепляется болтами. Тогда подшипник уже идет в комплекте и менять его дополнительно не нужно. Если с этим механизмом все хорошо, то продолжайте ремонт.
Чтобы заменить подшипник, необходимо при помощи ключа извлечь наружную часть ступицы. Далее убрать ABS при наличии. Чтобы освободить подшипник, следует провести откручивание центрального болта съемником.
Затем извлекаются подшипниковые обоймы. Для этого используют тиски, молоток или напильник. Обычно деталь сразу начинает разрушаться. Воспользуйтесь тряпками и прочей ветошью, чтобы очистить место поворотного кулака от загрязнений и смазочной жидкости.
В посадочное место внутри ступицы устанавливается новое изделие. Деталь стоит запрессовать при помощи легких ударов молотка, будьте аккуратны в этом. Затем поверхности обратной обоймы подшипника и уплотнительные кольца обильно смазываются рукой в перчатке или при помощи специальной масленки и насаживается на поворотный кулак.
При насадке нужно избегать того, что обоймы подшипника перекашиваются. Нужно попасть обоймами обратно на предназначенные для них посадочные места. Стоит подготовить шайбы и стопорные кольца со сборочных торцов.
Нужно вернуть все на свои места в противоположной последовательности. Для этого устанавливается ступица уже в собранном состоянии и поворотный кулак. К внешнему виду последнего также необходимо уделить внимание. Если он сильно износился, то на этом этапе можно провести замену. Это лишь улучшит качество поездки на транспортном средстве. Ступицу и поворотный кулак нужно смонтировать к цапфе и закрепить крепежными болтами. Обязательно при помощи динамометрического ключа необходимо отрегулировать положение ступицы, чтобы избежать дальнейшего выталкивания детали из оси. Затем необходимо встроить тормозной диск и зафиксировать его при помощи крепежных болтов.
Далее устанавливается новый хорошо промазанный внешний ступичный подшипник. Затем закручивается и затягивается коронная гайка. После по плану происходит установку нового шплинта и пыльника.
В том же порядке прикручивается на болты тормозной суппорт и колодки. Завершается сборка установкой колес и закрепление их колесными гайками. Далее следует аккуратно снять авто с домкрата. Если на другом колесе также разрушились подшипники ступицы, то повторите все действия, сохраняя последовательность.
Проверить правильность выполнения достаточно просто. Необходимо попробовать прокрутить колесо автомобиля. Если при прокручивании пропали люфт и неприятный звук, то процедура прошла успешно. Чаще всего даже у новичков получается выполнить все действия правильно, если
Обратиться в профессиональное СТО. Мастера при помощи диагностики определят причину. К ним могут относиться следующее:
Еще одна неочевидная причина – это выход из строя либо всей ходовой системы, либо ступицы. Для того, чтобы восстановить функциональность системы следует осуществить ее замену. Настоятельно рекомендуем, если вы никогда не чинили автомобиль или у вас нет инструментов, то лучше доверьте собственное транспортное средство профессионалам.
Новая, качественная деталь способна долгое время не доставлять хлопот владельцу транспортного средства, если за ней тщательно ухаживать, а также соблюдать следующие простые правила:
Помните, что новые оригинальные детали служат гораздо дольше. Они проверены и имеют оптимальное качество. При самостоятельной замене не рекомендуется экономить. Покупку же нужно делать в проверенных магазинах, чтобы исключить подделку. Также не стоит устанавливать бывшие в употреблении запчасти, даже если они в хорошем состоянии, потому что в дальнейшем они также выйдут из строя по причине скорого износа.
Замена ступичного подшипника – мероприятие, с которым можно справиться собственными силами. При этом важно предварительно подготовить приспособления, корректно выбрать качественные комплектующие. Внимательный и ответственный подход поможет провести работы без дополнительных трудностей.