Москва107
  1. Автокомпас
  2. Инструкции
  3. Инструкция по замене воздушного фильтра

Инструкция по замене воздушного фильтра

В конструкции автомобиля все элементы важны и нужны. На первый взгляд может показаться, что фильтрующие элементы, как расходники не представляют особой важности. Но это обманчивое представление может привести к дальнейшим поломкам других запчастей автомобиля. Поэтому возникает важность своевременно заменить воздушный фильтр в автомобиле.

Как это сделать, какая конструкция у фильтрующего элемента и другие важные нюансы по замене можно прочитать в данной статье.

Что такое воздушный фильтр и зачем очищать воздух

Инструкция по замене воздушного фильтра

Воздушный фильтр представляет собой конструкционный воздухоочистительный механизм. Основная задача заключается в обеспечении качественной фильтрации воздуха. Этот фильтр защищает от пыли, грязи, вредных химических веществ.

Дополнительно фильтрующий элемент не допускает попадание мелких веществ в цилиндрово-поршневую группу ДВС, предотвращая перегрев и быстрый износ конструкции. Ведь при скоплении пыли, грязи аппарат быстрее перегревается, а значит создается дополнительный тепловой эффект. При работе на высоких скоростях механизм не успеет охладиться и выйдет из строя. Цилиндро-поршневая группа очень боится пыли и грязи, так как именно эти мелкие частицы способны полностью вывести из строя всю систему.

Воздушный фильтр является расходным элементом, так как после скопления пыли не поддается очистке и восстановлению. После эксплуатации утилизируется. Чтобы защитить внутренние механизмы автомобиля от перегрева рекомендуется периодически осуществлять замену воздушного фильтра. Сделать это можно самостоятельно или автомобильном сервисном центре. Стоимость расходника зависит от марки и модели автомобиля, а также от страны производителя. Пренебрежение водителей необходимостью своевременной замены часто приводит к тому, что появляются неисправности в моторе, электродвигателе и цилиндро-поршневой системе в целом.

Необходимость воздушного фильтра в автомобилях оправдана тем, что в большинстве марок автомобилей применяются турбомоторы, которым необходимо большое количество чистого воздуха для работы. Атмосферный воздушный поток без инородных частиц требуется для производства топливной смеси. Когда сжигается литр бензина, то расход воздушной массы может составлять до 14 кв. метров воздуха. При этом объемы проходят через важные узлы двигательной системы, которые включают в себя впускные и выпускные коллекторы, а также клапаны и цилиндровое пространство. Если очистка недостаточна, то происходит следующее:

  1. Возрастает износ трущихся деталей из-за абразивных частиц.
  2. В двигательную систему начинают попадать водяные пары, формируется ржавчина, усиливается нагрузка на металлические детали.

Если не выполнить это условие, то возможен ряд дополнительных неисправностей, в том числе отказ двигательной системы автомобиля.

Дополнительно воздушный фильтр выполняет следующие функции:

  • снижение шума в работающем двигателе;
  • уменьшение запахов внутри авто;
  • поддержка оптимальной температуры в подготовленной топливной смеси;
  • очищает от влаги, защищает от ржавчины на металлических деталях.

Так, устройство является важным компонентом для нормальной работы автомобиля.

Конструкция воздушного фильтра

Инструкция по замене воздушного фильтра

Благодаря быстро шагающим технологиям воздушные фильтры достаточно хорошо были усовершенствованы в последние 20-30 лет. Сегодня конструкционно их создают более долговечными и надежными.

В основе это устройство, которое состоит из волокнистых или пористых материалов, удаляющих из воздуха твердые частицы (пыль, пыльца, плесень, бактерии). Некоторые более дорогие фильтры включают в себя адсорбенты, удаляющие запахи. К ним относят – древесный уголь или катализаторы.

Основными конструкционными элементами считают:

  • Воздухозаборник – прибор снабжен специальными лопастями, которые на скорости забирают воздух и направляют его к фильтрующему элементу.
  • Фильтрующий элемент – наиболее важная часть, представляет собой многослойный профиль из определенного материала. Различается по форме, способности улавливать загрязнения.
  • Корпус – может иметь цилиндрическую, панельную, кольцеобразную форму.
  • Крышка – дополнительно закрывает устройство, предотвращает попадание загрязнений, может отсутствовать или представлять собой верхнее уплотнение.

В некоторых моделях вместо корпуса в верхней части предусмотрена обечайка. В отличие от корпуса обечайка не полностью покрыта защитным материалом, а частично. Обязательно есть отверстия для проникновения воздуха.

Дополнительным усовершенствованием фильтра является наличие предочистителя. Он располагается перед фильтрующим элементом. Это дополнительный слой фильтрации, который способен продлить срок эксплуатации и снизить уровень загрязненности фильтра. Особенно подобная конструкция оптимальна для машин, которые эксплуатируются в условиях сильной запыленности дорог, засушливых регионах.

Устанавливается конструкция в отдельном пластиковом корпусе.

Какие бывают разновидности воздушного фильтра

Устройство подразделяется по различным критериям: по материалу, форме, функции, классу.

По материалу наиболее часто выпускаются следующие фильтрационные элементы:

  • Бумажные – создаются из особых сортов древесины, подвергаются специальной пропитке для выдерживания высоких тепловых и механических нагрузок. Быстрее всего выходит из строя, так как быстро впитывает в себя пыль и грязь не поддается очистке. Для моторов с турбинами не рекомендуется применять, так как не справится с повышенной нагрузкой. Боятся воды, поэтому не подходит для весны и осени, а также для регионов с высокой влажностью.
  • Матерчатые – чаще всего применяется синтетическое волокно. Материал устойчив к влаге. Хорошо улавливает пыль, грязь и пыльцу. Более дорогой по стоимости в отличие бумажных вариантов.
  • Войлочные – отличаются многослойностью специального войлочного материала. Обладает хорошей воздухопроницаемостью, что позволяет обеспечить оптимальный обмен воздухом. Эффективно улавливают частицы пыли и грязи в холодное время года или в заснеженных регионах. Войлок не теряет собственных характеристик от перепадов температур.
  • Поролоновые – выполнен из специального поролона, дополнительно пропитывается, что увеличивает улавливание частиц. Нежелательно пропускать высыхание пропитки, так как после этого снижается способность защиты.
  • Сетчатые – снаружи фильтрующего элемента для улучшения работы предусмотрена дополнительная металлическая сетка, которая отсеивает большие загрязнения.

Встречаются комбинированные варианты, в которых совмещен войлок или поролон и дополнительно защищен металлической сеткой.

По способности фильтровать частицы расходники также группируются в отдельные классовые категории:

  • Первый класс способны улавливать даже мелкодисперсные пылевые частицы, не говоря уже о крупных фракциях.
  • Второй класс способны улавливать пылевой осадок размером не менее чем 1 микрометр.
  • Третий класс наиболее распространены, их улавливающая способность распространяется на пыль и грязь больше 10 микрометра.

Различаются по форме:

  • Цилиндрические – отличаются большими размерами, пригодны для крупного автотранспорта: грузовики, фургоны, спецтехника.
  • Панельные – часто снабжены предочистителем, располагающимся в специальной панели. Характерны для легковых автомобилей.
  • Бескаркасные – каркасная часть отсутствует вместо нее, может быть металлическая сетка или же обечайка. Отличаются легкостью, удобством использования. Часто пригодны для легковых авто. Без предочистителя достаточно быстро выходят из строя. Не подходят для эксплуатации в загрязненных районах, пыльных, песчаных дорогах.
  • Кольцевые – уже встречаются редко. Обычно это устаревшие модели карбюраторных автомобилей.

Отдельного внимания заслуживают фильтры нулевого сопротивления. По форме они напоминают грибочек или конус. Он применяется исключительно для гоночных автокаров. Дело в том, что двигательные системы обладают значительно степенью форсировки. Для повышения мощности им необходимо большое количество воздуха, особенно при применении турбонадува. Захват воздуха выдувает из обычных фильтров всю пыль и гонит ее к двигателю. Конусообразная форма позволяет задерживать абразивные частицы, без уменьшения воздушного потока.

Обратите внимание, что если поставить нулевик в обычный автомобиль, то мощность двигателя не увеличится, как можно предположить, а наоборот уменьшится. Потому что двигателю будет недостаточно воздуха. Лучше не экспериментировать с подобным тюнингом и выбирать модели, подходящие по назначению.

Причины неисправности воздушного фильтра

Инструкция по замене воздушного фильтра

Наиболее частой причиной выхода из строя воздушного фильтра становится естественный износ. Он происходит при 10-30 тысячах километров. Быстрее если автомобиль – гоночный или езда происходит на пыльных, песчаных дорогах. Это происходит из-за большей нагрузки на устройство. Следующая причина вытекает из предыдущей, когда автомобилист пренебрегает правилами и спустя указанный срок не спешит менять расходник на новый. Это длительная езда с загрязненным воздушным фильтром.

Другой распространенной причиной является превышение скорости, эксплуатация ДВС на полной мощности. Тогда требуется большее количество воздуха, много пыли и грязи начинают всасываться в воздушный фильтр. Он быстро приходит в негодность. Более того от перегрузок может возникнуть разгерметизация устройства, истираются слои или повреждается корпусная часть, обечайка.

Повреждение фильтра может произойти от попадания крупных фракций. Нарушение может произойти в металлической сетке, инородный предмет может повредить и другие детали, такие как фильтрующий элемент. Тогда вместе с воздухом в камеру сгорания начнут попадать грязь, частицы внешней среды. В камере сгорания фракции будут раскаляться до высочайших температур, в итоге из них будет получаться больше кинетической энергии. Детали будут испытывать большие нагрузки.

Далее пыль будет попадать в выхлопную систему, либо же в междупоршневое пространство. Признаками износа в данном случае будет наличие в масляной жидкости частиц железа, алюминия, хрома, или других металлов, из которых состоят детали цилиндрового блока. Если подобное произошло, то при замене фильтрующего элемента необходимо позаботиться и промывке двигателя специальным промывочным маслом, а затем поменять масло.

Таким образом, основными причинами неисправности являются:

  • естественный износ;
  • постоянная эксплуатация ДВС на повышенных скоростях;
  • длительное использование загрязненного фильтра;
  • отсутствие своевременной замены масла;
  • повреждение фильтра.

Встречаются и другие причины, связанные с работой самого двигателя, при его неисправностях. Тогда тоже возникает повышенное трение и деталь быстрее изнашивается. В таком случае необходимо проверить ДВС при полной диагностике.

Признаки неисправности воздушного фильтра

Когда работает двигатель внутреннего сгорания, то производится воспламенение топлива, смешивающегося с поступающим воздухом. Из бака поступает топливо, воздух же поступает из окружающей среды. Он должен пройти качественную очистку через воздушный фильтр. Если фильтрующий элемент загрязнен, то возникает сопротивление, мешающее нормальной закачки воздуха. Первыми признаками загрязнения является:

  • неполное сгорание топлива;
  • белый дым из выхлопной трубы;
  • ухудшение мощностных качеств ДВС;
  • увеличение расхода топлива;
  • появление металлических фракций в масле;
  • повреждение, нарушение целостности при извлечении из корпуса;
  • неприятный запах в салоне;
  • нарушения при запуске двигателя;
  • нарушение шумоизоляции.

При появлении подобных признаков даже при недостижении срока в 10-30 тыс. километров пробега необходимо осуществить проверку расходника или же заменить его на новый. Это поможет сохранить автомобиль в хорошем работоспособном состоянии.

Как подобрать воздушный фильтр перед заменой

Инструкция по замене воздушного фильтра

Многие автолюбители первым критерием для выбора делают – цену. Чем ниже, тем лучше. Но обычно подобные расходники имеют низкое качество, поэтому быстро выходят из строя. Подобная экономия приводит к повышенным затратам: на замену масла, ремонт ДВС, катализатора. Так разница для экономии в 400-500 рублей, потом оборачивается более серьезными расходами. Так цена не должна играть первое значение. Лучше обратите внимание на:

  • плотность фильтрующего элемента (от 0 до 50 микрометров) – чем больше значение, тем большие по размеру частицы способны проникать в ДВС. Чем меньше, тем лучше;
  • качество уплотнительной резинки – уплотнитель не дает проникнуть воздушной смеси через места закрепления, поэтому пыль и грязь остаются внутри фильтрующего элемента. Если резинка рассохлась или низкого качества, то через нее будут попадать грязь и пыль;
  • размер фильтрующего элемента, количества слоев – обязательно должны соблюдаться ГОСТы, касающиеся размеров. В противном случае будет сложно установить конструкцию, она не подойдет по габаритам в коробе. Если в оригинале 4-6 слоев, а новая имеет 2 или 10, то скорее всего он не будет работать.

При выборе обязательно необходимо учитывать такие данные как:

  • марка автомобиля, VIN-номер;
  • модель машины;
  • год выпуска;
  • размеры, габариты расходника.

Наиболее известными марками считаются: Champion, Filtron, Bosch, Febi-Bilstein, Sakura, Mahle, Mann-Filter, JP Group. Если возникли трудности с выбором, то можете обратиться к специалистам нашего интернет-магазина запчастей. Они помогут разобраться и подобрать наиболее подходящие расходники.

Берегитесь подделок! Разберемся, как отличить подделку от оригинала:

  • отсутствие упаковки – оригинальный производитель обязательно упаковывает изделие, чтобы предотвратить поломку, заломы фильтрующего элемента, если упаковка отсутствует, то это тревожный сигнал;
  • нет фиксации пенопластом – для защиты от повреждений, изделие дополнительно фиксируется на пенопласте или оборачивается в пупырчатую пленку, если этого нет, то возможно перед вами подделка;
  • отсутствие пломбы фирмы-производителя или QR-кода на упаковке, подтверждающего подлинность;
  • наличие брака на расходники – следы клея, нарушение герметичности, неровные слои фильтрующего элемента и т.д. Лучше отказаться от такой запчасти.

Покупайте в только проверенных компаниях, имеющих лицензию. Так вы убережете себя от подделок, а собственный автомобиль от поломок.

Как часто стоит менять воздушный фильтр в автомобилях

Существует три ситуации, когда может понадобиться замена расходника:

  • 1) Плановая.
  • 2) Появились первые признаки загрязнения.
  • 3) Критическая – датчик кислорода показывает необходимость.

Наиболее хорошим вариантом является плановая, профилактическая замена. Это экологический способ, который принесет автомобилю только пользу. Многие интересуются, как часто нужно менять воздушный фильтр. Ответ специалистов: стандартно замена требуется после 10 тысяч километров, так же как и у масляного фильтра.

Замена раньше может потребоваться только если автомобиль эксплуатируется в условиях экстремальной езды по пыльной трассе, тогда при большем расходе воздуха засорение системы происходит стремительнее.

Если есть предочиститель в воздушном фильтре, то о замене можно задуматься при достижении 25-30 тыс. км пробега. Конструкционно предочистительный элемент позволяет существенно снизить количество загрязнений, попадающих в систему ДВС. Это многоуровневая система очистки.

Другой вариант развития событий немного хуже для состояния автомобиля. Начинают проявляться первые признаки выхода из строя:

  • в салоне появился душный запах, ощущение спертого воздуха;
  • увеличился расход топлива;
  • при езде автомобиль стал издавать нехарактерные шумы в области мотора.

Это явные сигналы к действию, необходимо позаботиться о своевременной замене.

И крайняя степень – это критическая, когда автовладелец продолжает поездку с загрязненным воздушным фильтром. К поломке приводит то, что сам фильтр становится не помощником, а наоборот вредителем. Грязь, пыль дополнительно затягивается в турбины, что усиливает трение. Датчик кислорода показывает, что требуется заменить расходник. Если этого не сделать, то действительно можно довести до поломки других сопутствующих механизмов. Лучше не затягивать.

Понять необходимость замены можно и по оттенку. Данные расходники специально производятся в светлых оттенках, чтобы при оценке можно было определить степень загрязнения. Темно-черные или серые расходники явно нуждаются в утилизации. Посмотрите, как выглядит новый и старый расходники, на изображении.

При этом нельзя утверждать, что подобная проверка является точной. В синтетическом материале мелкая пыль может быть глубоко в войлоке, поэтому незаметна. Лучше всего заменить, либо ориентируясь по пробегам, либо осуществить замену совместно с моторным маслом.

Можно ли продуть, постирать воздушный фильтр?

Еще пару лет назад в любом шиномотаже при помощи мощного компрессора могли продуть расходник, продлив его срок эксплуатации. При этом манипуляции поддавались лишь бумажные варианты. Синтетическое волокно, имеющее глубину фильтрации, невозможно продуть. На первый взгляд, может показаться, что расходник очистился, но на самом деле, это не так.

Если хотите сэкономить и все-таки продуть фильтр, тогда нужно отправиться на шиномонтаж. При помощи домашнего колесного компрессора процедуру не осуществить. Пыль все равно останется. Пыль продувается строго против движения воздушного потока, со стороны ДВС. Только так можно выдуть абразивные частицы наружу, а не заглубить их сильнее.

Теперь перейдем к домашней стирке фильтрующего элемента. Это категорически запрещено. Нельзя использовать воду, бензин или тем более жидкие очистители. Это не многоразовая деталь, она не поддается восстановлению. Это расходник, не усугубляйте ситуацию. Намокшая пыль быстро цементируется, ухудшая проток воздуха. Расход бензина увеличивается. Не экономьте.

Где найти перед заменой?

Наиболее часто данный расходник располагается под крышкой капота. Считается, что найти его совсем нетрудно. Корпусная часть фильтрующего элемента в зависимости от модели может располагаться:

  • на ДВС;
  • до коробки передач;
  • рядом с аккумулятором;
  • в арке коле или нише крыла.

В специальной технике расходник располагается снаружи для более быстрой и простой замены.

Заметить его можно по воздушному патрубку, который ведет от корпуса к дроссельной заслонке, как показано на изображении.

Иногда данный патрубок выводится в подкапотное пространство, чаще всего в автомобилях, в которых нет воздухозаборника.

Как заменить воздушный фильтр

Инструкция по замене воздушного фильтра

Заменить воздушный фильтр самостоятельно возможно. Для этого понадобится следующее:

  • оригинальный расходник, подходящий по всем параметрам;
  • чистые ненужные тряпки большого размера;
  • компрессор или щетка, которой удобно собирать пыль;
  • инструмент – отвертка или гаечный ключ, которые подходят по размеру для выкручивания элемента.

Главное следовать инструкции и понимать, как устроен автомобиль.

  • 1) Необходимо, чтобы автомобиль находился на ровной поверхности.
  • 2) Поставьте авто на ручной тормоз.
  • 3) Двигательная система должна быть полностью заглушена.
  • 4) Откройте капот, найдите расходник. Это описано в предыдущем разделе.
  • 5) Осторожно при помощи гаечного ключа, подходящего размера открутите все винты, которые крепят крышку расходника.
  • 6) Убедившись, что все винты откручены, аккуратно проведите демонтаж старого воздушного фильтра. Старайтесь, чтобы пыль, грязь не попали в подкапотное пространство или на другие механизмы внутри.
  • 7) Возьмите подходящую ветошь и закройте впускной патрубок.
  • 8) Очистите корпус, в котором был закреплен расходник. Там обычно скапливается пыль и грязь. Это можно сделать при помощи компрессора или щетки.
  • 9) Выньте ветошь из впускного патрубка.
  • 10) Установите новый расходник на прежнее место.
  • 11) Закрутите все винты в том же порядке.
  • 12) Проверьте, насколько крепко закреплен элемент. Закройте капот.

В зависимости от модели действия могут отличаться. Допустим не во всех машинах расходник крепится винтами, где-то он просто закреплен специальными застежками. Их не нужно выкручивать достаточно приподнять зажимы и вытащить изношенную запчасть. В других же автомобилях вместе с винтами может быть, несколько защитных креплений – болты, пластмассовые зажимы и т.д. Внимательно осмотрите деталь перед ее изъятием. Если не вытаскивается, то обратите внимание на дополнительные крепежи. Вынимайте только, когда полностью снимите все крепежи.

После успешной замены все перечисленные ранее негативные симптомы должны исчезнуть. Если запахи, шумы остаются, то возможно проблема не в расходнике.

Что делать, если после замены воздушный фильтр не работает и почему это происходит

Часто подобное происходит, когда водители самостоятельно устанавливают фильтр и не учитывают модель, которая была до этого. Расходник может не работать так как:

  • не подходит плотность фильтра;
  • неправильные габариты;
  • несовместимость пропитки;
  • плохо закреплен в корпусе.

Производитель старается разработать конструкцию воздушного фильтра с учетом особенностей ДВС. Допустим, если не учитывается плотность фильтра, то сильно плотный материал на внедорожнике может привести к перенасыщению бензином, и наоборот в легковом автомобиле слишком низкий коэффициент плотности способен привести к быстрому загрязнению. То же относится к пропитке, она может либо улучшать работу двигателя, либо ухудшать ее.

Неправильный подбор по габаритам приводит к неплотному закреплению или вовсе к невозможности установки. Это потраченные впустую денежные средства. Если возникли сложности с выбором расходника – обратитесь к нашим специалистам.

Можно ли заменить воздушный фильтр в автомобильном сервисном центре

Да, автомобильные сервисные центры проводят замену воздушных фильтров. Более того они могут провести диагностику и проверить на работоспособность механизмы и узлы, в том числе цилиндрово-поршневую группу. Это требуется при критическом уровне необходимости замены, когда владелец долго не менял расходник. Тогда действительно требуется комплексный подход.

Выводы

Воздушный фильтр представляет собой важный фильтрующий компонент, который напрямую влияет на рабочее состояние ДВС. Своевременная замена фильтра минимизирует риски, связанные с:

  • перегревом мотора;
  • попаданием пыли, грязи, влаги на цилиндрово-поршневую систему;
  • снижением мощности электродвигателя;
  • выходом из строя ДВС;
  • увеличение расхода топлива;
  • поломки свечей зажигания, лямбда-зонда, катализатора.

Поездки с отжившим себя воздушным фильтром – это сомнительная экономия, так как в дальнейшем это приводит к необходимости полноценного ремонта автомобиля и замены самых дорогостоящих устройств.

Заменить воздушный фильтр при плановой потребности достаточно легко, это не займет много времени и сил. Справится любой автовладелец. Главное подобрать подходящую модель и не выбирать самый дешевый расходник, потому что он имеет маленький срок службы. В среднем замена требуется при пробеге – 10 тысяч километров. Фильтры с предочистителем способны выдерживать до 30 тысяч км пробега. Подбор проводится индивидуально с учетом характеристик авто, модели и года выпуска. При необходимости правильного выбора обратитесь к нашим консультантам.

Рекомендуем