Инструкция по замене тормозных колодок
Состояние тормозной системы и ее составляющих напрямую влияет на уровень безопасности. Поэтому автовладельцам рекомендуется регулярно самостоятельно проверять нормальное функционирование элементов. Одним из ключевых аспектов считается своевременная замена тормозных колодок. В данной статье расскажем, на что обращать внимание, как определить степень износа. Но самым важным моментом является пошаговая инструкция по смене изношенных деталей собственными руками. Надеемся, что представленная информация поможет полностью разобраться в вопросе.
Что такое колодки тормозов?
Колодки представляют собой один из важнейших элементов в транспортном средстве и в частности, в тормозной системе. Считается, что именно они подвержены износу больше всего. По этой причине их относят к расходному материалу, который требует оперативных действий со стороны автомобилиста. В противном случае повышается вероятность аварийной ситуации.
Они представляют собой сменные пластины, выполненные из металла. На деталях устанавливаются фрикционные накладки. Такая общая конструкция позволяет осуществлять замедление или полную остановку транспортного средства.
Особое внимание уделяется фрикционным накладкам. Они имеют непосредственный контакт с диском, расположенным в тормозной системе. Составляющую производят из фрикционной смеси, качество которой напрямую влияет на свойства колодок. Благодаря правильно подобранному варианту зависит долговечность и эффективность функционирования элемента.
Производство смеси у каждого изготовителя считается коммерческой тайной, так как компании постоянно занимаются разработками собственных уникальных составов, технологий составления. При этом общими компонентами считаются разнообразные волокна, металл, смолы, керамика или каучук. Если она будет слишком твердой, то будет оказывать отрицательное воздействие на диск или барабан, что снижает качество торможения. Мягкая накладка становится причиной хорошего торможения, но при этом период необходимости замены ускоряется. Поэтому компании постоянно находятся в поисках сбалансированного состава. Комбинация перечисленных материалов напрямую влияет на следующие показатели автотранспортного средства:
- требуемое усилие для замедления или полной остановки машины;
- эффективность работы системы, учитывая степень прогретости;
- уровень шума при функционировании;
- общий период эксплуатации;
- степень загрязнения окружающей среды.
Учитывая перечисленные аспекты, можно сделать вывод, как важно внимательно учитывать особенности каждой составляющей тормозной системы.
Конструкция и принцип действия
Далее рассмотрим, из каких составляющих собирают данный механизм. Основными компонентами считаются:
- металлическая пластина;
- фрикционная накладка.
Перечислены основные части. Размеры и итоговая форма отличается в зависимости от марки автомобиля. При этом сейчас производители постоянно усовершенствуют конструкцию. Например, используются противоскрипные пластины. Они позволяют минимизировать уровень шума при выполнении торможения.
Часто можно встретить механический датчик износа. Он выглядит как небольшая скоба, установленная сбоку от фрикционной накладки. Обычно конец устройства выходит за основание, поэтому при износе скоба соприкасается с диском, что становится причиной крайне неприятного писка. Таким образом, водитель понимает, что пора задуматься о замене.
К более усовершенствованному варианту причисляют электрический датчик. Принцип действий сходится, но заместо пластины монтируется токопроводящий прибор. Благодаря этому на приборной панели загорается соответствующий сигнал.
Удерживание прибора в соответствующем положении выполняется с помощью специальных пружин или фиксаторов. В зависимости от модели устройства они могут быть представлены отдельно, так и зафиксированы на поверхности.
Разновидности и их функционал
Принцип действия тормозной системы напрямую зависит от установленной разновидности – делят на группы барабанных и дисковых. Изначально рассмотрим особенности работы последних. Они устанавливаются по двум сторонам дисков. При нажатии педали тормоза в магистрали формируется давление, за счет чего цилиндры начинают создавать прижим колодок к диску. Этот процесс и становится причиной замедления.
При монтаже барабанных колодок следует учитывать, что они располагаются внутри барабана. В этом случае цилиндры начинают «распирать» их от центра. После этого выполняется прижимание колодок к внутренней поверхности, что вызывает торможение.
Считается, что дисковые обладают большей эффективностью, нежели барабанные. Также сейчас используется еще один вариант – рекуперативное торможение. Оно активно эксплуатируется на электромобилях и гибридах. В этом случае трение колодок вызывает преобразование кинетической энергии в тепловую. Далее осуществляется режим рекупертации, то есть электродвигатели начинают функционировать как генераторы.
Отдельно выделяют разновидности конструкции, учитывая материал производства фрикционных накладок:
- полуметаллические;
- низкометаллические;
- керамические;
- органические.
Далее рассмотрим их свойства по отдельности.
Полуметаллические колодки
Производство предусматривает включение 50% волокон стали, которые имеют небольшую толщину. Благодаря этому они прекрасно сопротивляются перегреву, сохраняют необходимые функции при воздействии влаги. Этот момент является и дополнительным минусом, ведь при холодной температуре воздуха они способны быстро изнашивать тормозные диски. Из-за оксида железа на поверхности должен появляться черный налет. Данный вариант считается оптимальным, потому что обеспечивает результативность торможения и гарантируют хороший уровень надежности при эксплуатации.
Низкометаллические устройства
В этом случае стальной компонент составляет всего 20-30% от общего числа, остальное предусматривают органику. Часто подобный вариант называют безасбестовой органикой. Существенным отличием от полуметаллических считается температурный режим работы. По достижении 400 °С показатели трения снижаются, но при этом сохраняются свойства стабильности. В целом, для легкового коммерческого автотранспорта подходит.
Керамические колодки
Сейчас на рынке считаются самыми современными моделями. Изначально они разрабатывались для спорткаров, поэтому среди свойств гарантируется долговечность, слабые параметры износа диска, а также отличные показатели эффективности.
Дополнительным аспектом считается отсутствие черного налета. Это обусловлено тем, что в составе крайне маленький процент стали. При эксплуатации стоит учитывать, что воздействие влаги способно немного ухудшить процесс использования. Их часто выбирают, если не нравится черный налет. Специалисты рекомендуют обратить внимание на эти модели владельцам тяжелых кроссоверов и хэтчбеков.
Органические модели
Фрикционная смесь предусматривает исключительно натуральные ингредиенты, такие как смолы и волокна. При этом содержание стали даже меньше, нежели в низкометаллических. По тестам они предполагают достаточно быстрый срок износа, но при этом щадяще относятся к дискам. Данные варианты рекомендованы к установке в государствах, в которых установлены жесткие экологические стандарты.
Обратите внимание, что представленная классификация по составу фрикционной смеси считается крайне условной. Опытные автомобилисты и специалисты знают, что идеально подобрать элементы просто невозможно, поэтому каждый осуществляет выбор, учитывая особенности эксплуатации, вид транспортного средства.
Причины неисправности
Постепенная потеря свойств колодок считается естественным и нормальным процессом, к которому просто нужно быть готовым. При этом выделяют некоторые моменты, которые способны сократить период эксплуатации:
- изначальное качество – продукция проверенных производителей, купленная в хороших магазинах, дольше сохраняет первоначальные свойства;
- стиль вождения – в первую очередь учитывается интенсивность и частота циклов торможения, если автомобиль любит агрессивную езду, то замена может потребоваться чаще;
- особенности эксплуатации авто – сложные условия, поездки по бездорожью способны также сократить период использования;
- общее состояние тормозной системы – если один компонент функционирует неправильно, то это приводит к общему неравномерному износу;
- правильность установки – нарушения при монтаже способствуют преждевременному выходу деталей из строя.
Необходимо учитывать указанные моменты, чтобы при желании скорректировать эти аспекты. Внимательное отношение к эксплуатации авто не просто пожелание, а необходимость для собственной безопасности.
Существенные признаки поломки
Характерными признаками неисправности считаются следующие моменты:
- внезапно изменилось качество работы педали – наблюдаются резкие провалы;
- появилась вибрация при торможении – подобные проявления чувствуются не только на педали, но и во всем кузове;
- снижение уровня тормозной жидкости в бачке;
- резкие свистящие и скрипящие звуки – неприятный писк сигнализирует о необходимости проверки, смены комплектующих;
- неравномерное торможение на одной оси – может показывать, что только с одной стороны расходники вышли из строя;
- при резком торможении чувствуется сильное биение – говорит об износе составляющей;
- снизилась общая эффективность при попытках затормозить – увеличивается тормозной путь, сложно выполнить привычное действие.
Важно! Строго не рекомендуется игнорировать перечисленные аспекты. Напоминаем, что такой подход опасен для безопасности и жизни водителя, пассажиров. Повышается вероятность аварийной ситуации, что также несет опасность для других участников дорожного движения.
Как часто требуется замена тормозных колодок
Опытные автомобилисты и специалисты советуют изначально рассматривать визуальное состояние устройства. Если внешне оно находится в хорошем состоянии (не разваливается и имеет достаточную толщину), то можно отложить проведение мероприятий на некоторое время. В некоторых средствах передвижения установлен датчик, показывающий степень износа.
В целом, «продолжительность жизни» элементов зависит от качества производства и условий эксплуатации. Важно учитывать, что передвижение по городским дорогам изнашивает составляющие быстрее, нежели езда по загородным трассам. Это обусловлено необходимостью постоянно тормозить и снова разгоняться в условиях пробок.
Установленная рекомендация для замены дисковых тормозов – от 20 до 50 тысяч километров. Если эксплуатируются барабанные, то от 80 до 120 тысяч километров.
Регулярное прохождение ТО также помогает получить достоверные сведения о состоянии узла.
Некоторые компании-производители предлагают воспользоваться несложным и понятным решением, которое позволяет выполнить оценку износа. В этом случае роль индикатора выполняет прорезь в накладке. Если этот промежуток остается, то пока проводить мероприятия не требуется. Но как только прорезь исчезает, то требуется задуматься о покупке новых комплектующих.
Автоспециалисты точно знают, как понять, что требуется смена комплектующих. К подобным ситуациям относят следующие моменты:
- наблюдается снижение эффективности торможения – постоянные серии замедления и ускорения предусматривают выработку большого количества тепла, которое негативно сказывается на функционировании, из-за этого могут меняться фрикционные свойства и авто хуже тормозит;
- разваливается фрикционная накладка – особенно это нужно проверять при приобретении подержанного автомобиля, напоминаем, что подобное разрушение становится причиной перегрева всего узла, что опасно для осуществления движения;
- на поверхность попало масло или иная техническая жидкость – в этом случае узел плохо выполняет функции, но не поддается очистке.
Поэтому требуется сначала внимательно оценить качество комплектующей при визуальном осмотре.
Существует минимально допустимый износ колодок – 2-3 мм остаточного фрикционного материала. Часто автомобилисты считают этот показатель недостаточным и продолжают эксплуатацию авто, но так делать не рекомендуется по нескольким причинам:
- Обычно износ распределяется неравномерно, что такое может приводить к проблемам с функционированием машины;
- Если составляющая менее 5 мм, то при торможении сильно выдвигается поршень, внутрь которого могут попадать загрязнения, приводящие к распространению коррозии всего узла;
- Сильные показатели износа нарушают нормальный отвод тепла, что увеличивает длину тормозного пути;
- Чрезмерная потеря функционала приводит к появлению трещин в дисках, что опасно при выполнении дорожного движения.
Поэтому рекомендуется регулярно проводить проверку работоспособности составляющих, которые напрямую влияют не только на эффективность езды, но и на безопасность.
Маркировка и как выбрать новые тормозные колодки
При изучении маркировок необходимо учитывать, что единого правила и стандарта нет. У различных производителей существуют собственные нормы составления. При этом выделяют общие нормативы, которых придерживаются большинство компаний:
- буква «Е» в кружочке – признанное обозначение сертификации в странах Европы. Рядом может быть цифра, например, 1, что означает, страной сертификации считается Германия. Обратите внимание, что государство сертификации не является страной производителем.
- две буквы на латыни – характеризуют коэффициент трения. Первая из них предусматривает усредненное значение по 4 показателям температурного режима. Второе значение по самому высокому уровню температуры.
- год выпуска – часто просто последние цифры года, например, 23.
Далее рассмотрим аспекты подбора новых составляющих. Самым лучшим вариантом считается покупка по VIN-номеру или оригинальному номеру запчасти. Известные производители даже составляют собственные каталоги, в которых по сведениям можно подобрать оптимальную модель. Не стоит удивляться, что некоторые подходят для различных авто, это обусловлено тем, что разработка выполняется специализированными фирмами, но при этом с учетом характеристики различных моделей.
Важно, доверять только проверенным поставщикам, которые могут предоставить гарантийные условия на товар. При покупке внимательно осматривайте деталь. На ней ни в коем случае не должно быть сколов, трещин, вмятин или других дефектов. Подобные механизмы нужно возвращать обратно. Устанавливать их в транспортное средство нельзя. Оригинальные запчасти приходят в коробках, они хорошо упакованы. Есть гарантийные талоны, иногда фирменные бирки. Обращайте на это внимание.
Если есть сомнения в выборе, то можете обратиться к консультанту. Сообщите специалисту марку, модель, VIN-номер и год выпуска. Специалист внимательно ознакомиться с характеристиками, габаритами и предложит оптимальные варианты с учетом запроса покупателя.
Также при выборе можно учитывать цветовую градацию фрикционных пластин:
- черные – используются для ежедневной эксплуатации на большинстве моделей транспортных средств;
- зеленые – предусмотрены для более активного стиля вождения;
- красные – созданы специально для спортивных машин;
- желтые – предназначены для активного перемещения, также их установка позволяет участвовать в кольцевых гонках;
- оранжевые – устанавливают исключительно на профессиональные гоночные машины.
Итоговая стоимость не должна быть слишком низкой. «Дешевка» должна насторожить покупателя, ведь это может быть ужасная подделка. Заранее изучить текущие предложения в интернете или в магазинах, чтобы не нарваться на обман. Напоминаем, что низкокачественные запчасти приводят к преждевременному износу важнейших узлов. Такая «экономия» станет причиной дополнительных денежных затрат, потому что ремонт крупных составляющих стоит гораздо больше, нежели покупка правильных расходников.
Важно! От правильного выбора запчастей зависит качество езды и безопасность водителя и пассажиров. Поэтому рекомендуется покупать исключительно в проверенных магазинах.
При покупке рекомендуется внимательно осмотреть деталь:
- Фрикционный материал должен иметь однородный оттенок, исключаются посторонние включения.
- Поверхность должна быть ровной и без дефектов.
- Крепление фрикционной накладки к основной пластине не должна иметь трещин или других визуальных недостатков.
При сложностях в выборе или первой покупке рекомендуется воспользоваться помощью специалистов. Такой подход поможет избежать пустой траты времени и денег.
Где располагаются в машине
Изначально необходимо узнать, как найти в своем автомобиле колодки. Часто такой вопрос возникает у автомобилистов, которые впервые решили выполнить процедуру самостоятельно. В этом случае необходимо учитывать, какая разновидность устройств установлена. Дисковые располагаются в суппорте, барабанные размещаются непосредственно внутри барабана. Чтобы полностью увидеть составляющие, необходимо заранее снять суппорт или барабан, в зависимости от вида.
Важно! Замена должна осуществляться только комплектом на передних или на задних колесах. Строго не рекомендуется оставлять одну составляющую более изношенной, а другую менять. В противном случае вы самостоятельно повышаете вероятность неравномерного воздействия на тормозную систему.
Необходимые инструменты
Предварительно нужно подготовить необходимый инструментарий, чтобы потом сразу проводить работы без дополнительных трудностей. К перечню инструментов относятся:
- Домкрат или подъемник;
- перчатки;
- ключ для направляющих суппорта;
- специальные опоры, которые выступают страховкой авто при подъеме;
- защитные очки;
- отвертка;
- баллонный ключ;
- небольшое количество мягкой медной проволоки;
- противооткатные башмаки;
- небольшое количество тормозной жидкости.
Обычно перечисленный набор необходимо покупать, если до этого самостоятельные мероприятия по смене колодок не проводились.
Техника безопасности при самостоятельной замене
К сожалению, данный пункт крайне часто пропускают при решении собственными силами провести работы. Но это может быть опасно не только для здоровья, но и для жизни. Предлагаем ознакомиться с важными пунктами требований безопасности:
- Работы должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении. Должна быть продумана система вентиляции и освещения.
- Рекомендуется использовать инструменты и приспособления, которые подходят под определенную задачу. Кроме того, не стоит пользоваться неисправным оснащением или поломанными инструментами.
- В помещении запрещено курить или пользоваться открытым пламенем.
- Для защиты кожных покровов рук приобретите перчатки. Они помогают не только от грязи, но и исключают появление царапин или порезов, что также неприятно.
- Мероприятия лучше выполнять в специальных защитных очках, чтобы исключить попадание посторонних предметов и горюче-смазочных материалов в глаза.
- Тяжелые, сложные действия лучше выполнять с помощником, это касается установки крупногабаритных деталей.
- Проверяйте плотность закрытия емкостью с горюче-смазочными и лакокрасочными материалами.
Отдельно предлагаем рассмотреть технику безопасности, которую необходимо соблюдать при подъеме авто с помощью домкрата:
- При подъеме и опускании средства передвижения рядом с ним запрещается находиться, чтобы исключить непредвиденную, неприятную ситуацию.
- При появлении опасности падения авто рекомендуется оперативно покинуть опасную зону.
- Центр тяжести автотранспортного средства на подъемнике должен располагаться правильно, чтобы исключить внезапное падение.
- При опускании следите за положение ног, чтобы исключить травматизацию лапами домкрата или колесами.
- Не нужно прилагать излишних усилий при управлении устройством.
- Во время выполнения процедур следите, чтобы не было раскачивания машины.
- Установка составляющих домкрата выполняется строго в местах, которые предусмотрены для этого производителем. Обычно такие участки проходят дополнительное усиление, обладают повышенной прочностью для исключения деформации кузова.
Соблюдая перечисленные несложные действия, вы сможете без вреда для своего здоровья и состояния средства передвижения провести установленный алгоритм.
Важно! Не стоит игнорировать указанные моменты, это может нанести непоправимый вред здоровью.
Пошаговая инструкция
Изначально мы предлагаем ознакомиться с пошаговыми действиями для безопасного подъема автотранспортного средства с помощью домкрата:
- Машина должна стоять на твердой и максимально ровной поверхности.
- Внутри не должно быть посторонних предметов, рекомендуется заранее освободить багажник и вытащить все необходимое для ремонта, так как потом доступ будет невозможен.
- Домкрат необходимо устанавливать только в места, которые для этого предназначены. Производители специально создают силовые элементы кузова, которые обладают повышенной прочностью и небольшим утолщением.
- Под колеса со стороны необходимо подложить подготовленные противооткатные упоры.
- Если хотите предотвратить проседание или вдавливание устройства в поверхность земли, то под него можно разместить небольшую доску.
- Установка домкрата выполняется исключительно перпендикулярно опорной поверхности.
- Перед непосредственным подъемом несколько раз проверьте, отсутствует ли крен в какую-либо сторону.
- Опоры также устанавливаются только под предназначенные для этого места. Между составляющими можно подкладывать прокладку из резины или дерева.
- Установка выполняется таким образом, чтобы две составляющие были со стороны кузовной части, а две другие – снаружи.
Далее будем рассматривать особенности замены, учитывая тип колодок.
Алгоритм замены дисковых колодок
Мы уже указывали, что в этом случае элементы располагаются в суппорте. Можно придерживаться следующего плана действий:
- Аккуратно и безопасно поднимает автомобиль с помощью домкрата по инструкции выше. Не забываем про соблюдение правил безопасности.
- Далее необходимо снять колесо.
- Под дно средства передвижения устанавливаем подпор.
- Тщательно, но не слишком рекомендуется очистить суппорт от загрязнений. Но излишние старания могут стать причиной царапин или повреждения составляющей.
- Откручиваем направляющие суппорта. При наличии фиксирующих скоб, их также необходимо бережно снять с помощью отвертки.
- При установленном датчике, сигнализирующим об уровне износа, рекомендуется выполнить отсоединение разъема.
- С помощью надежной, крепкой отвертки необходимо вдавить тормозной поршень, который находится между колодками.
- Далее вынуть изношенные детали.
- Посадочное место рекомендуется очистить от загрязнений.
- На направляющие пазы нужно нанести небольшой слой смазочного материала.
- В установленные пазы вставляем новые колодки. Они должны войти без серьезных проблем.
- Далее в обратном порядке выполняется сборка данного узла. Потом установить суппорт и поставить колеса.
- Снимаем автомобиль с домкрата.
- Заключительным этапом считается прокачка тормозов.
Далее необходимо проделать вышеуказанные действия с другой стороны. Сразу автоэксперты советуют внимательно осматривать прокладки, шланги и диски. Благодаря этому можно своевременно заметить ключевые признаки неисправности.
Замена колодок в барабанной системе
В подобной ситуации составляющие находятся непосредственно в барабане, что необходимо обязательно учитывать. При выполнении этих действий можно придерживаться следующего порядка мероприятий:
- По всем правилам и соблюдением техники безопасности необходимо поднять автотранспортное средство с помощью подъемника или домкрата.
- Выполняем снятие колеса.
- Под дно авто устанавливаем подпорку.
- Обязательно потребуется произвести снятие транспортного средства с ручного тормоза.
- Найти на тормозном барабане болты, которые фиксируют прибор, и снять их.
- Далее необходимо произвести освобождение тросика ручного тормоза.
- Следующим шагом считается снятие пружин, а также тяг тормозной системы с помощью подготовленной отвертки. Также рекомендуется сразу сфотографировать или запомнить расположение всех элементов, чтобы потом собрать без дополнительных трудностей.
- Снимаем освобожденные колодки.
- Выполняем установку новых комплектующих.
- Собираем тормозной механизм в обратной последовательности.
- Устанавливаем колесо.
- Рекомендуется снова поставить средство передвижения на ручной тормоз, чтобы произвести проверку механизма.
- Снимаем авто с домкрата.
В целом, соблюдая перечисленные аспекты можно справиться с процедурой самостоятельно.
Что делать, если после замены не работают
Если действия были выполнены корректно, то дополнительных трудностей возникнуть не должно. При этом насторожить должны определенные моменты:
- при торможении слышен нехарактерный писк или шум;
- при резкой остановке появляется стук;
- на дисках заметна металлическая стружка;
- невозможно предугадать поведение авто при выполнении маневров;
- увеличился тормозной путь.
К основным причинам, почему не работает новая запчасть после остановки можно отнести:
- неправильно произведено подключение – возможно тормозные колодки недостаточно закреплены или наоборот чересчур пережаты пазы;
- проблема заключается не в этой детали – есть вероятность, что тормозная система полностью вышла из строя или неисправность в другом узле, следует провести диагностику;
- некачественная деталь – обязательно убедитесь, что это не подделка, так как неоригинальные части могут доставлять много проблем в эксплуатации, ведь сделаны из более дешевых материалов;
- заводской брак – внимательно осмотрите прибор, есть вероятность, что какие-то части имеют неровности, поломки, трещины, царапины или наоборот нехарактерные уплотнения, чтобы подобного не произошло внимательно осматривайте прибор перед покупкой;
- деталь не подходит по характеристикам – она не того типа, размера или несовместима с тормозной системой, подключение не произошло по этой причине;
- повреждение в ходе установки – посмотрите, может быть, при монтаже были повреждены определенные части, поэтому прибор вышел из строя.
Если вы заметили хотя бы один из вышеперечисленных нюансов, то необходимо срочно обратиться в специализированный сервисный центр. Напоминаем, что состояние узлов напрямую влияет не только на управляемость, но и на безопасность. Поэтому важно сразу при появлении нехарактерных аспектов обращаться за помощью.
Как продлить срок службы тормозных колодок?
В завершении предлагаем ознакомиться с несложными правилами, которые помогут избежать преждевременного завершения периода эксплуатации комплектующих:
- Регулярно самостоятельно проверяйте состояние системы.
- Придерживайтесь равномерного стиля воздействия, чтобы предотвратить перегрев.
- Старайтесь не тормозить слишком резко, лучше заранее замедлять ход, чтобы избежать деформации.
Соблюдая перечисленные, несложные действия, можно немного продлить общий период эксплуатации устройств. При этом итоговая скорость во многом зависит не только от стиля вождения, сколько от общего состояния машины. Поэтому опытные автомобилисты советуют регулярно проходить ТО и самостоятельно проверять работоспособность важных узлов.
Итак, самостоятельная замена тормозных колодок – процесс, который требует внимательности от автомобилиста. Заранее рекомендуется приобрести необходимые инструменты и новые устройства. Обязательно соблюдайте технику безопасности. Обычно сложности возникают в первый раз, в последующие случаи водитель становится более опытным, поэтому процесс проходит по установленному алгоритму без дополнительных проблем.